На Ямале увековечат память о жертвах политических репрессий
Сегодня в Салехарде представители сразу нескольких федеральных министерств, окружных департаментов и общественных организаций, ученые и энтузиасты рассуждали, как увековечить память жертв политических репрессий.
Ямал – уникальное место, здесь сохранились наглядные свидетельства эпохи ГУЛАГа. А главное, здесь живут люди, ссыльнопоселенцы и их дети, которые еще могут рассказать правду о тех временах. Ямал в истории России навсегда связан со знаменитой «Мертвой дорогой». В конце 40-х на эту тяжелейшую тундровую стройку были брошены десятки тысяч узников сталинского ГУЛАГа. Именно поэтому межведомственная группа по подготовке программы увековечения памяти жертв политических репрессий прибыла в Салехард. Первое предложение на конференции коснулось закона о реабилитации репрессированных – добавить в него нужно всего несколько пунктов. «Здесь определяются основные формы увековечения – это выявление и сохранение благоустройства мест массовых захоронений, установка надгробий и памятников, занесение фамилий жертв политических репрессий и других сведений о них в книги памяти, выявление архивных документов, публикация материалов и так далее», - говорит советник Президента РФ Михаил Федотов.
Поправки не потребуют дополнительных бюджетных денег, но создадут правовую базу для региональных властей. Параллельно с законом будет работать специальная программа – ее двухлетняя разработка подошла к логическому завершению. В нее как раз и будут вкладывать средства. «В целях реализации концепции, средства могут быть направлены на софинансирование научных исследований этноконфессионального и этнополитического характера, на софинансирование работ, направленных на выработку государственных решений, позиций по конкретным памятным датам, культурным событиям и иным мероприятиям», - отметил заместитель директора департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений министерства регионального развития РФ Дмитрий Ильин.
В том, что память о трагических событиях нашей истории необходимо сохранить для потомков, никто не сомневается. Не все согласны, что для этого нужно много денег. «Сейчас на информкампанию просят денег. Вопрос: зачем? Зомбировать население? Поэтому мы не видим смысла в выделении дополнительных, особенно больших денег на информкампании. СМИ могут это сделать сами, СМИ могут вспомнить жертв политических репрессий, опубликовать, они это и делают», - считает представитель министерства коммуникаций и связи РФ Кирилл Игнатов.
На личном энтузиазме до сих пор работали десятки исследователей. Усилиями историка Вадима Гриценко издан однотомник “История “Мертвой Дороги”. Краевед Людмила Липатова сейчас работает над книгой о ссыльных. Полевые экспедиции исследуют бывшие лагеря, собираются свидетельства выживших узников. Но все понимают, что без госфинансирования о масштабных проектах говорить не приходится. У Ямала уже есть свои предложения, как сохранить память о нашем прошлом. Одно из них - историко-мемориальный комплекс под Салехардом “ГУЛАГ 501” – сразу за официальным памятником паровозу. «Сам комплекс, если будет реализован, должен представлять воссоздание типичного лагерного пунка 501-503 стройки со всей инфраструктурой. Лагерные и прилагерные сооружения, а также музей, посвященный этой теме, и в максимуме, это небольшой кусочек двухкилометровый железной дороги, на которой находится действующий паровоз, реставрированный и три вагона, которые могли бы перевозить туристов», - пояснил руководитель ООО «Историческое наследие» из города Надым Вадим Гриценко.
Похожий комплекс уже создан в Перми – единственный в России музей истории политических репрессий под открытым небом. Эксперты ЮНЕСКО определили ему место в сотне лучших музеев мира. С принятием программы, комплекс получит статус федерального центра памяти. «Это изменит отношение людей, это придаст усилиям энтузиастов государственный смысл. Наличие федеральной программы – это возможность развития, и в том числе, вкладывания федерального ресурса в некоторые, очень важные места памяти», - сказала уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина.
Живых свидетелей трагических лет почти не осталось. Задача нового времени – сохранить то, что должно стать частью подлинной истории России. Со всеми ее героями и злодеями, взлетами и падениями на трудном пути к свободе и свету.