Мумия из Зеленого Яра подбрасывает московским ученым все больше загадок
Российские генетики работают во всех уголках нашей страны, чтобы собрать базу геномов. Изучить придется более 70 этнических групп. Ученые уже добрались до Салехарда. Они хотят сравнить геном мумии мальчика из некрополя Зеленый Яр с коренным населением Ямала и определить их степень родства. Но эта задача оказалась настоящей головоломкой. Почему?
Березовый кокон, в котором были найдены мумифицированные останки мальчика в некрополе Зеленый Яр прошлым летом, сыграл злую шутку. Московские генетики, приехавшие в Салехард, столкнулись с серьезной проблемой. Из-за березовой коры мумия оказалась пропитанной гуминовыми кислотами, поэтому ДНК мальчика просто распадается. Теперь ученые попытаются выделить ДНК не из мягких тканей, а из костных останков. Зато вторая задача пока сложностей не вызывает. С живыми представителями северных этносов работать проще. Главная цель для ученых – получить полную генетическую карту населения России и определить, чем отличаются одни этнические группы от других. И на основании этого сделать генетический анализ с точки зрения медицины. Сегодня в России такой базы нет.
«Когда мы работаем, мы получаем данные на пациентов, мы вынуждены сравнивать с данными не по российским нормальным людям здоровым, а мы сравниваем с американской базой геномов, с международной базой геномов», - заведующий лабораторией Института молекулярной генетики РАН, профессор Пётр Сломинский.
И на что только не готов Хабэча Хываревич ради науки. Он морщится от страха, но послушно протягивает руку. Хочешь узнать правду о предках – сдай анализ крови на ДНК. Правда, самый почтенный ненецкий журналист в легком замешательстве: вроде и без ученых наслышан о своем роде.
«Мой прародитель семь сотен лет назад тонул на реке, но его прибило к бревну, а моя прабабушка выходила его. И тогда он женился на ее дочери. Стали думать, какую фамилию ему дать? И тут предложили: «тут на берегу тысячи ракушек, давайте мы его ракушкой назовем», - рассказывает главный редактор национальной газеты «Наръяна нгэрм» Хабэча Яунгад.
Две с половиной тысячи геномов должны собрать московские и санкт-петербургские ученые за два года. Этот масштабный проект реализуется по всей стране – от Архангельска до Владивостока.Более 70 этнических групп участвуют в эксперименте.
В Салехарде ученых интересовали ненцы и ханты. А в Мужах они исследуют представителей народа коми. Кроме анализа крови на ДНК специалисты провели анкетирование.
«Нам нужна информация хотя бы о трех поколениях: матери, бабушке и дедушке. Об отце и его родителях. Так же мы спрашиваем разрешение на расшифровку последовательности ДНК», - говорит младший научный сотрудник Института молекулярной генетики РАН, Анеля Алиева.
Каждый из участников этого проекта спустя пару лет получит данные о расшифровке ДНК и рекомендации по лечению. Дело в том, что ученые установили: генетические особенности различных народов влияют на восприимчивость к лекарствам.
«У нас есть предварительные данные по анализу взаимодействия генетики с реакцией на препараты. И мы видим, что очень разные реакции на один и тот же препарат будут у русских и якутов. У якутов при применении этого препарата гораздо больше осложнений», - сказал заведующий лабораторией Института молекулярной генетики РАН, профессор Пётр Сломинский.
Кто знает, возможно, в будущем генетическое тестирование станет такой же обычной процедурой как сдача общего анализа крови из пальца. А врач, прежде чем назначить лекарства, сначала посмотрит на генетическую карту пациента.