Мессояха: чем живут сегодня покорители арктических недр
Два года назад, 21 сентября 2016-го, президент России Владимир Путин в режиме телемоста дал старт промышленной эксплуатации Восточно-Мессояхского месторождения. Это не только самый северный в стране нефтепромысел на суше. Здесь уникально все – от характеристик нефти до технологий ее добычи. Наша съемочная группа побывала на Мессояхе и узнала, чем живут сегодня покорители арктических недр.
Извлекаемые запасы Восточно-Мессояхского месторождения – без малого пятьсот миллионов тонн нефти и конденсата и почти двести миллиардов кубометров газа. Добыча черного золота постоянно растет, к 2020-му она приблизится к шести миллионам тонн нефти в год. Впрочем, Мессояха расстается со своими богатствами неохотно.
«Сложности в бурении, такие как залегающие пласты, которые расположены на сравнительно небольшой глубине 800-850 метров, а скважина по стволу достигает длины 2500- 2700 метров и соответственно приходится изыскивать технологии с целью дохождения нагрузки до долота при такой маленькой вертикальной глубине и такой большой протяженности по стволу», - сообщил Борис Бурдинский, руководитель направления по бурению «Мессояханефтегаза».
Для работы в сложных геологических условиях на малых глубинах компания применяет технологию «фишбон» (в переводе с английского «рыбья кость»), когда от основного горизонтального ствола скважины отходят многочисленные отростки. Параллельно внедряются новые технологии увеличения объемов добычи, идет разработка глубоких горизонтов.
«Наша нефть трудноизвлекаемая, но у нашей нефти есть необычное свойство – у нее очень низкая температура застывания, в остальных нефтях температура застывания около нуля, у нашей нефти минус 23 градуса и ниже, а это очень важно для транспортировки по трубопроводам, которые проходят, допустим, у нас на Ямале, в северных районах, не надо дополнительно сильно обогревать трубопроводы», - говорит Надежда Шершень, начальник химико-аналитической лаборатории «Мессояханефтегаза».
Одновременно с добычей на Мессояхе продолжаются геологоразведочные работы, а потому нефтепромысел прирастает все новыми инфраструктурными объектами.
«Идет рост обустройства месторождения, мы растем, раздвигаем рамки географические и территориальные. Если 2 года назад все объекты, все кустовые площадки находились в пределах 5-10 километров от комплекса ВЖК, то сейчас крайний куст бурится это 45 км отсюда», - говорит Сергей Матвеев, начальник Восточно-Мессояхского промысла
.
Расширяется не только территория. До неузнаваемости изменился социально-бытовой блок – теперь здесь четыре общежития, появился спорткомплекс, просторный тренажерный зал, магазин. Недавно сдана современная столовая. Разнообразное меню заставляет забыть о том, что человек находится в Заполярье, вдалеке от супермаркетов и ресторанов. В ближайшее время появятся новый медицинский блок и прачечная. Возвращаясь со смены в общежитие, нефтяники знают, что здесь их ждет все необходимое для отдыха.
«Телевизор, холодильник, все остальное, покушали, помылись, чай попили и отдыхаем. Все есть, ни одной какой-то погрешности, все есть. В некоторых организациях душевых нет, бани…человек должен расслабиться, спортзал, а здесь все есть для того, чтобы человек отдохнул после работы, но мы сюда приехали не отдыхать, а работать, добывать», - говорит Дмитрий Бражевский, электрогазосварщик.
За два года на Мессояхе изменилось многое. Неизменным остается одно – профессионализм команды, который растет с каждым годом и с каждой решенной задачей. Сейчас на месторождении трудятся более тысячи человек – молодая команда, по прописке которой можно изучать географию огромной страны.