Малолетние мамочки, или как родить в 14 лет? Нежданное материнство
Беременность в нежном возрасте. Эту новость в наше время все чаще можно услышать. И судьбу своих детей несовершеннолетние девушки решают сами – кто-то рожает и воспитывает, а кто-то избавляется от нежелательной беременности, и создает проблемы для своего здоровья. И в таких ситуациях бессильны родители и врачи.
Сегодня ранними родами уже мало кого удивишь, уж очень часто в средствах массовой информации появляются новые имена несовершеннолетних девочек в интересном положении. Случай с самой молодой мамой России Валей Исаевой подхватили все СМИ страны. Десять лет назад 11-летняя московская школьница получила этот статус, родив девочку. На Ямале, к сожалению, беременность в школьном возрасте тоже явление частое. Только за прошлый год - 36 родов среди детей до 18. Для 12 - последствия ранних «лав стори» закончились медабортом.
Прежде, чем идти на решительный шаг, врач-гинеколог с 20-летним стажем Сергей Сухоруков не только дает время подумать – стоит ли идти на детоубийство, но и во время первого ультразвукового исследования дает послушать, как бьется сердечко еще не родившегося малыша. Вот только действует такой прием не всегда и тогда в ход идут беседы и уговоры о последствиях аборта, уж очень они печальны в нежном возрасте. «Отсюда хронические воспалительные заболевания, внематочная беременность, и самое грозное осложнение для женщины – это все-таки бесплодие. При прерывании первой беременности хуже сворачивается кровь, сложнее остановить кровотечение, которое иногда приводит к летальному, смертельному исходу», - поясняет врач-гинеколог «Лабытнангской городской больницы» Сергей Сухоруков.
На решение малолетних мам могли бы повлиять их родители, знай они о положении своего ребенка, но проинформировать их докторам не позволяет врачебная тайна. Информационное ограничение действует, если пациенту уже исполнилось 14 лет. А значит, изменить ситуацию в этом вопросе можно лишь на законодательном уровне. Ямальские депутаты вышли с предложением к федеральным коллегам пересмотреть эти самые статьи о российских клятвах Гиппократа, а также закон об основах здоровья граждан и семейный кодекс. «Это противоречие, когда родители не участвуют в принятии такого решения, не способствуют развитию семейной политики, не способствуют помощи в этой ситуации ребенку, которому с такой проблемой в одиночку не справиться. Исключение родителей из этого процесса мы считаем не просто противоречием двух законов, но неправильной позицией федеральных органов власти по отношению к семье», - считает заместитель председателя Законодательного собрания ЯНАО Елена Зленко.
Поможет ли новый закон решить вопросы информированности – вопрос времени. Да и слишком разные встречаются семьи. Если родителей беременной девушки не интересует судьба своего ребенка, то и уведомление из женской консультации заинтересует вряд ли. Вот и получается, что совет и поддержку малолетним мамам придется искать на стороне. Например, в салехардском социальном центре «Доверие». Три года назад здесь открыли направление по работе с малолетними матерями. Специалисты - а это психологи, соцпедагоги и юристы здесь в роли наставников и родителей. Помогают и словом и вещами для младенцев. «Через наше отделение прошли четыре несовершеннолетние девочки. Из них - двое сомневались в сохранении беременности, но при эффективной работе нашего отделения, они успешно реализовались как матери», - отметила заведующая отделением социально-правовой помощи социального центра «Доверие» Чимита Музраева.
И все же, можно сколь угодно много рассказывать о вреде и последствиях прерывания беременности, проводить в школах классные часы на щекотливую тему контрацепции и даже менять законы, но может, стоит и родителям задуматься о доверительных отношениях с собственным ребенком и о простых житейских беседах, включая любовь.