Маленький кусочек большой истории: в Салехарде общественники думают, как уберечь от вандалов железнодорожный участок 501-й стройки
Салехардские общественники решают судьбу небольшого участка 501 стройки. Два года назад активисты нашли неподалеку от окружной столицы разбитую железную дорогу. И, по всей видимости, кто-то брал из этих мест рельсы для личных нужд. То, что осталось неравнодушные люди хотят сохранить.
501 стройка – часть огромного проекта, который мог бы носить название «Великий Северный железнодорожный путь» и связать берега Баренцева и Охотского морей. До конца дорога построена так и не была, а стоила она миллионы жизней. Каждая шпала это судьба и смерть никем несчитанных заключенных, по большей части политических. О тех страшных событиях нам сегодня напоминают рассказы историков и старожилов. Безжалостное время разъедает и поглощает железнодорожные разъезды с застывшими в вечности стрелками. Группа энтузиастов из клуба «Лотос» обнаружила такой участок под Салехардом - общественники хотят, чтобы это историческое наследие взяли под особое наблюдение.
«Скажу одну известную фразу: без знания истории – будущее проблематично. Потихоньку эти участки железной дороги исчезают, а сохранившийся участок позволит подрастающему поколению познакомиться с той историей, с которой связано и наше государство, и, в частности, город Салехард», - говорит Владимир Полупанов, президент общественной организации «Клуб физического и духовного совершенствования «ЛОТОС».
Краткий инструктаж и в путь. Сначала вдоль забора, ограничивающего территорию аэропорта, потом по бездорожью - дну пересохшего ручья, устланного валунами. Инструктор шутит – не минное поле. Но под ноги смотреть нужно чаще. Первый экспонат, на пути к конечной точке маршрута обнаружить не удалось – торговцы историей тут уже побывали.
Стоит ли долго говорить об аппетитах охотников за такими сувенирами, когда в 2005 году в Игарке произошел беспрецедентный случай – из бывшей «столицы» сталинской Стройки №503 - посёлка Ермаково – и вовсе украли несколько паровозов. Позже их обнаружили, как ни странно, в соседнем поселке. Правда наказать вандалов оказалось не просто – в 2006 году прокуратура отказала местной администрации в возбуждении уголовного дела, так как стоимость похищенного официально составляла 0 рублей.
Ближе к финальной точке маршрута становится ясно, что похищением одной лишь рельсы дело не кончилось, участок железной дороги, на котором пару недель назад сфотографировались туристы, недавно был спилен и вывезен.
Сохранить историю, чтобы подрастающее поколение могло воочию прикоснуться к ней – вот главная цель участников экспедиции. Во имя спасения этой памяти общественники намерены обратиться за поддержкой к властям. Но никто не даст гарантии скорости решения вопроса - пока запустятся все шестеренки бюрократической машины, у черных копателей вполне могут появиться черные покупатели, а от исторического объекта не останется ничего, кроме фотодокументов и единичных воспоминаний родственников и очевидцев, которых с каждым годом становится все меньше.