Хотят изучать Арктику: ученые съехались на Ямал, чтобы исследовать вечную мерзлоту
Ямальские и питерские учёные исследуют вечную мерзлоту в пригороде окружной столицы. Помогают студенты из России, Индии и Ирана. В научную среду окунулся и наш коллега Евгений Головин
Северные и южные параллели сошлись в полярных широтах. Вечную мерзлоту в пригороде окружной столицы изучают ямальские и питерские учёные, а помогают им студенты из России, Индии и Ирана. И если для интернациональной молодёжи это пока что не более чем учебная практика, то для исследователей - серьезная работа.
Иранец с пакистанцем тянут георадар по арктической тундре. Незамысловатый на вид, но напичканный электроникой аппарат посылает в полярный грунт мощные радиосигналы. Портативный компьютер в считанные секунды фиксирует в памяти полученные данные. Так идёт исследование северной мерзлоты.
С оборудованием легко справляется Мухаммад, студент Санкт-Петербургского университета, родом из Ирана. Сейчас теорию естественных наук он познаёт в нашей северной столице, а практику проходит в столице ямальской. Познать природу арктических широт и разобраться в сложных процессах на Полярном круге южанин мечтал с детства. И вот задуманное осуществилось.
Читайте также: Ученые на Ямале восстанавливают заброшенную систему мониторинга вечной мерзлоты
«Я с удовольствием бы остался в России, чтобы больше узнать о Полярном круге, арктических регионах и заниматься изучением Арктики. Но сейчас нет пока конкретных идей. Может быть в будущем приму решение», - делится участник экспедиции Мухаммад.
Палящее солнце, тучи комаров и мошек, ковры, «сотканные» из травы и мха по щиколотку, а то и по колено, для людей науки - не преграда. На то она и северная природа: когда приютит человека, а когда и свой суровый нрав покажет.
«Сейчас мы получаем геофизические данные: электроразведка и георадиолокация. Потом у нас установленные пиронометры, для изучения потока солнечного, радиации прямой и отражённой. А в конечном итоге это все нужно для математического моделирования», - говорит доцент Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Попов.
В переводе с научного на повседневный учёные сканируют три важнейшие стихии планеты: свет, землю и воду. Все данные отправятся в лабораторию для дальнейшей обработки.
Поблизости с петербургскими коллегами работают сотрудники Научного центра изучения Арктики - берут на анализ воду. Почувствовать себя геофизиками разрешили и нам.
Читайте также: У подножия Полярного Урала раскинулся палаточный лагерь для юных экологов и геологов
Вода в скважине находится на глубине4 мета, 80 сантиметров. Её достают при помощи вот такого цилиндра. Нужно сделать семь восемь подъёмов, чтобы водицу разлить по разным ёмкостям. Вода пойдёт на разные виды анализа.
Полученная картина грунтов в Салехарде и пригороде поможет не только оценить их современное состояние, но и сравнить с тем,какой была мерзлота десятки лет назад. В научном центре хранятся описания земных слоёв начала 70 годов прошлого века. Фундаментальные знания перерастают в прикладные -помогают найти наиболее удачные площадки для строительства или новые источники питьевой воды.