Какие еще полезные ископаемые, добываемые на Ямале помимо нефти и газа, пополняют региональный кошелек?
Ни одна стройка не обходится без использования «простых» стройматериалов – песка, гравия или щебня. Они нужны и при обустройстве месторождений, и для реализации таких крупных проектов, как «Ямал-СПГ». Перед Экспертным советом ямальского правительства отчитываются предприятия, добывающие эти общераспространённые полезные ископаемые.
Щебень, песок, гравий и торф в прошлом году принесли ямальскому бюджету более полутора миллиардов рублей. Налоги за эти, так называемые, общераспространённые полезные ископаемые, напрямую поступают в региональный кошелек.
«Высокая потребность, скажем так, обычными словами – в песке, песчанике – она связана с положительной динамикой добычи углеводородов на территории нашего округа», - пояснила Юлия Чеботарёва, директор департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО.
Сейчас эти природные ресурсы на Ямале добывают двадцать шесть предприятий. У них в аренде - триста пятьдесят лицензионных участков. По данным, приведенным на заседании окружного совета по природопользованию, всего в минувшем году добыто 43 миллиона кубометров песка, щебня, торфа и гравия. Основные заказчики – газовики и нефтяники.
«Эти грунты – песчаный и торфяной – они в основном используются при строительно-монтажных работах: отсыпке площадок бурения скважин, отсыпке производственных линейных сооружений. А торфяной грунт в основном используется при рекультивации», - говорит Денис Мороз, начальник отдела регистрации прав собственности и оформления водных объектов в эксплуатацию ООО «Газпром добыча Уренгой».
Конечно, пополнение региональной казны за счёт песка да щебня не сравнить с налоговыми отчислениями за газ да нефть. Но как говорится, мал золотник да дорог.
Добывают на Ямале уникальный щебень, который выдерживает четыреста арктических зимовок. Из него делают асфальтно-мастичную смесь. Дороги из этой смеси получаются намного более долговечными.
«Он же служит дольше: то есть не будет ямочного ремонта, не будет трещин. Тоньше слой, но крепче асфальт!», - сказала Татьяна Гульчак, лаборант дорожно-строительной лаборатории ЗАО «Партнер».
На совете по природопользованию приводились факты нарушения условий природопользования. Наказание за это – не только штрафы. В 2016 году у трёх компаний лицензии были отозваны.