Как живут настоящие люди? Этнографическая экспедиция молодых ученых из Санкт-Петербурга
12 месяцев истории о настоящих людях. Двое ученых из северной столицы приехали в округ, чтобы в реальных условиях изучать жизнь ямальских аборигенов. Молодые исследователи будут кочевать вместе с ненецкой семьей. А заодно - приносить пользу местному населению в роли педагогов кочевой школы.
«Настоящие люди» это не только самоназвание ненцев. Одна из главных задач экспедиции – изучить и рассказать другим о реальной жизни коренных народов. Не секрет, что россияне за пределами округа плохо представляют себе, что такое Север. Учёные собираются исследовать аборигенов 21 века и попутно развеять популярные мифы “о чукчах”.
« Некоторые думают, что они не моются, детей привязывают, женщинам ногу ломают, чтобы не ушла далеко от чума, питаются непонятно как, живут в каменном веке, каким-то первобытнообщинным строем, ну представление как о дикарях на самом деле»,- говорит участник экспедиции «Настоящие люди» Александр Волковицкий.
В экспедиции – мужчина и женщина, и это не случайно. Александра сможет изучать традиции ведения хозяйства. Александр - те области быта, куда женщинам вход воспрещен. Свои заметки они будут публиковать в онлайн-дневнике. Сейчас на их сайте только несколько фотографий ямальской столицы, тундровыми наблюдениями он будет пополняться постепенно.
Плановый срок экспедиции – один год. Учёные собираются исследовать полный календарный цикл кочевой жизни. В тундре они организуют кочевой детский сад, где будут воспитываться 6 детей принимающей семьи Сэротэтто и ребята из соседних стойбищ. В Ямальском районе для учёных специально выделили ставки воспитателей.
«Это конечно и собственные разработки, тут в большей степени методики связанные с различными формами, например, основанных на различных художественных занятиях, в разных формах. И, конечно, мне бы хотелось, чтобы эти занятия учитывали окружающий мир ребенка и были гармонично в это вписаны»,- сказала участница экспедиции «Настоящие люди» Александра Терёхина.
Ученые рассказывают учащимся многопрофильного колледжа о кочевых школах. Будущим учителям начальных классов это полезно. Так называемую национальную компонент: родной язык, традиции и обычаи, в программу колледжа включают только на последних курсах. Но главная проблема даже не в этом - после учебы в городе в тундру хотят вернуться очень немногие. Жизнь в тундре, вдали от благ цивилизации, не каждому по плечу. Но ученые хотят доказать, что в 21 веке её можно сделать проще и удобней, если хотеть этого по-настоящему.