История нашего неба. Ямальские вертолётчики отмечают юбилей тяжеловоза Ми-6
Совсем скоро округ отметит 40-летие со дня первого рейса вертолета Ми-6. Именно эта машина была основным перевозчиком людей и грузов в годы знаменитого «Покорения Северов». Наш следующий сюжет - о человеке, внесшем большой личный вклад в развитие авиации на Ямале.
Таким 22-летним юношей Федор Иванович приехал на Ямал вторым пилотом самолета Ан-2 в далеком 1958 году. Вскоре после этого наш герой переучился на Ли-2 и возглавил авиационную эскадрилью. Тогда в его подчинении было 4 самолета и 20 человек. А потом на Ямал пришла большая геология и началась эпоха вертолетов. Чтобы летать на Севере, нужны особые таланты. Короткий световой день и бескрайние белые просторы, на которых легко заблудиться, принесли немало проблем пилотам из Москвы, Ухты и Ярославля.
На курсы переподготовки отправились пилоты самолетов, уже поработавшие на Ямале. И только после этого дело пошло на лад. «Покорение Северов» - промышленное освоение округа – задало местной жизни и работе особые темпы. Многое на Ямале делалось вообще впервые.
«Во всём Советском союзе, лишь один салехардский летный отряд летал на транспортном самолете Ли-2 на лыжах. Мы одни. Первыми постоянно летали «Управление полярной авиации», которые летали над Северным Ледовитым океаном. Но им сам Бог велел. А мы – то переобулись в лыжи на Ли-2, просто нас хозяйственная жизнь заставила», - рассказал командир авиаотряда Федор Панов.
Под началом Панова в авиаотряде те времена было уже полторы тысячи человек. Сейчас сложно даже представить, сколько авиатехники в те годы работало на бездорожном Ямале.
25 лет на Ямале пролетели как один день. Сегодня Федор Панов живет в Тюмени. Его китель всегда при деле: даже в его 83 дома северянину по-прежнему не сидится.