Голоса предков: как в Тарко-Сале возрождают древние языки
Знаете ли вы, что на Ямале говорят на нешанском языке? Это один из самостоятельных диалектов местных кочевников-ненцев. В непроходимых верховьях сибирских рек лесному народу удалось сберечь свой язык. Традицию возрождают в Тарко-Сале.
Иван Суриков наверняка бы обрадовался, что его стихи переводят на древний самодийский язык и учат дети XXI века — века гаджетов и искусственного интеллекта.
Учительница делает всё, чтобы древний язык предков-самодийцев не исчез, чтобы родной диалект был интересен детям. Из 4 тысяч российских селькупов сегодня на своем языке говорит примерно только треть.
Другой язык — нешанский. Или ненецкий лесной. Численность народа еще меньше — в России: на Ямале и в Югре проживает всего полторы тысячи человек. С каждым годом меньше тех, кто говорит на нешанском.
Смотрите также: Ямал всколыхнула новость о переходе всех школ округа на новый сервис
Нешанский долгое время считался диалектом ненецкого, с 90-х годов был выделен как отдельный язык. В последние десятилетия представители этноса утрачивают национальную речь. Всячески препятствуют этому учителя. Даже идут на крайности: если ученик перепутает ненецкое слово с нешанским — ошибку простят.
Бережно, как древние экспонаты, хранит язык лесных ненцев Нина Александровна Топоева-Агичева. Специалист по культуре сразу трех народов: лесных ненцев, селькупов, ханты через названия предметов быта, одежды, народных ремесел старается передать детям родные диалекты.
Школа-интернат в Тарко-Сале — второй дом для детей — представителей полутора десятков национальностей, школа с очень важной научной миссией — сберечь и развивать языки самых малочисленных народов России.