Вновь победа! Фильм ГТРК Ямал «Три Мангазеи» завоевал очередную престижную награду
В копилку ГТРК «Ямал» национальная телевизионная премия «Страна» отправляется второй год подряд. Победу принес документальный цикл Андрея Русских «Три Мангазеи».
«Три Мангазеи» - это целая эпоха. Режиссер Андрей Русских поставил перед собой непростую цель. Показать Ямал от его территориального становления - до наших дней. Имя златокипящего северного города в названии, всего лишь метафора. Но в ней весь смысл.
Мангазея – это идея, мечта о новой жизни, освоении нетронутых земель в стране будущего. Политические режимы диктовали правила. Грандиозная стройка 40-х, призванная проложить по вечной мерзлоте железную дорогу. Труд сотен тысяч людей, и… - тупик. Стоило смениться верховному руководству, и у страны поменялись планы. Дорога надежды в итоге стала мертвой дорогой. И обросла множеством легенд.
«Со многими приходилось работать, и с иностранными журналистами в том числе. И один из них всё время меня пытал – покажите мне, где виселицы, я говорю – да не было там виселиц. Задача этой стройки была не изничтожить людей, а именно построить дорогу!»,- объясняет Людмила Липатова, старший научный сотрудник МВК им. Шемановского, краевед, писатель.
Краевед Людмила Липатова, выступившая главным консультантом фильма, готовую работу видит впервые. О легендарной 501-й знает очень много, об этой стройке в том числе, её новая книга – «Дороги и судьбы». В киноработе Андрея Русских судьбы людей – это отдельная тема. Легендарные геологи и инженеры, их сегодняшние преемники. А ещё те, для кого Север это не просто работа, а дом. Настоящим домом стал для тысяч людей горный посёлок Полярный. В этих развалинах посёлка-призрака съемочная группа провела пять дней вместо запланированного одного. А вместо трёхминутного эпизода получилась целая серия.
«Мы встретились с Алексеем, у которого есть квартира в Салехарде, но он не может жить в городе. Он каждое лето приезжает туда и живет там. Мы встретились с профессором из Минска, который вместо отпуска проводит в посёлке все лето, сохраняя то, что ещё можно сохранить, собирает остатки документов, отчёты экспедиций. То, что в свое время было в спешке брошено», - рассказал режиссёр цикла «Три Мангазеи» Андрей Русских.
Полярный, форпост ямальских первопроходцев, умирал и возрождался несколько раз. Знаменитый «106-ой километр» 501-й стройки, молибденовая фабрика на Харбее, посёлок живет и процветает. После смерти Сталина фабрику ликвидируют. В 60-х годах – здесь ракетная часть и секретные испытания. И кто знает, если бы не одержимые идеей геологи-романтики, возможно, Ямал-промышленный так и остался сплошным белым пятном. Трудно поверить, но были у советского правительства и такие планы.
«Подъёмы, взлёты и просто затухание жизни территории мы отследили в нашем фильме. Но его главная сверхзадача - другая. Что бы не происходило, если это действительно необходимо, если люди чувствуют, что это по-настоящему нужные проекты, то тогда птица Феникс возродится!»,- говорит директор ГТРК «Ямал», продюсер цикла «Три Мангазеи» Александр Добрынин.
Север – это трудности и контрасты. Крупные проекты и стройки сегодня – это уже не романтика, а строгие подсчёты и бизнес. Но поиски Мангазеи продолжаются…