Чем похвастаться ямальским оленеводам и что перенять у остального мира?
Открытые дискуссионные площадки начали работу на Всемирном конгрессе оленеводов. В списке тем – проблемы аборигенов Севера, их здоровье, образование, питание, развитие бизнеса и еще многое другое. Ямал на конгрессе приводили в пример, как регион, где удалось сохранить традиционный уклад кочевого хозяйства.
Конгресс-центр Йокмокка с самого утра пестрит национальными одеждами. По ним не сложно угадать географию гостей. Малицы с желто-красным «оленьим» узором – это ненцы с севера России. Синяя рубаха с воротником стойкой, цветными лентами и вышивкой – это гакты скандинавских саамов. Здесь больше 300 человек из разных уголков мира, но с очень похожими проблемами. Вот, например, кочующих женщин не осталось почти нигде – ни в Европе, ни в России. За исключением, пожалуй, Ямала.
«У вас около 15 тысяч оленеводов и более 4 тысяч женщин по тундре - в других регионах такого нет. Женщина осела в поселок вместе с детьми, и они выезжают в тундру только в летний период», - говорит Анатолий Добрянцев, президент Союза оленеводов России.
Именно семейное оленеводство помогло ямальцам сохранить традиционный уклад. И поголовье оленей. На Ямале их 700 тысяч. В Якутии всего 150 – за 35 лет стадо уменьшилось почти втрое. И это при том, что денег на поддержку оленеводов бюджет Сахи выделяет больше. Впрочем, господдержки все равно не хватает. И не только нашим. Оленеводы Швеции вынуждены выкручиваться сами – вся отрасль в частных руках.
«На сегодняшний день можно сказать, что никакой прямой финансовой поддержки, которую получают обычные оленеводы Швеции. Единственное, на что могут рассчитывать саамы – это прибавка к цене за килограмм мяса. Недавно ещё появился такой вид поддержки – если оленям не хватает пастбищ и их приходится искусственно подкармливать, то потом можно получить компенсацию за корм», - сказала Оса Ларсон Блинд, президент Союза саамов.
Шведские власти назвали это «помощью при катастрофическом ущербе». Очень точный термин. В битве за земли с добывающими компаниями в условиях потепления климата местные оленеводы потеряли едва ли не половину своих зимних пастбищ.
Заниматься оленеводством в Швеции имеют право только саамы. Но из-за того, что вся территория давно поделена, а пастбищ сильно не хватает, оленеводством зарабатывают на жизнь только 10 процентов саамов. Остальные вынуждены совмещать традиционное хозяйства с другими видами бизнеса. С одной стороны – это проблема, но с другой – мощный толчок для развития этнотуризма, ресторанного дела и саамского ремесла.
Ремесленная продукция здесь, кстати, в цене. Кукса – народная саамская кружка – от 35 евро. Украшения ручной работы и того дороже. У Анн-Катрин торговля идет бойко. Свою продукцию ей привозят мастера со всего шведского севера.
«Это очень-очень старая традиция. Вот эти браслеты сделаны разными людьми , вы можете это увидеть по разной форме - они по-разному скручены», - показала Анн-Катрин Хегстрон, продавец ремесленных товаров.
Хорошо расходится товар и в двух шагах от конгресс-центра. Завезли финские тынзяны нового поколения. Анатолий увезет в ямальскую тундру 6 разноцветных арканов – для всей своей оленеводческой бригады.
Западные коллеги во многом опередили российских оленеводов. От мелочей, вроде прочных арканов, до развитой сети дорог скандинавских территорий. Но в погоне за современностью утратили другие ценности – традиции и навыки. Не каждый саамский пастух уже умеет управлять упряжкой. Как перенять только лучшее и избежать печальный опыт – это то, с чем оленеводы Ямала планируют вернуться домой.