Будет ли мост через реку Обь?
Строительство рельсовых и асфальтовых дорог на Ямале сегодня прочно увязано с проектом Северного широтного хода. Развитие авиаперевозок, речных и морских портов, железнодорожных и автомобильных магистралей в регионе, так или иначе, работает на всю транспортную логистику российской Арктики. Но планы по сооружению ключевых элементов Северного широтного хода неожиданно оказались под угрозой срыва.
Проекты развития транспортной инфраструктуры Ямала сегодня проходят очень серьезную проверку на прочность в условиях экономического кризиса в стране и жесточайшего дефицита финансовых средств. И всё же, важнейшие стройки не заморожены. Яркое подтверждение этому – мост через реку Надым, движение по которому открыто в сентябре. Железнодорожная часть этого моста должна заработать в следующем году.
Продолжается проектирование модернизации аэропортов в Салехарде и Надыме. Строится взлётно-посадочная полоса в Красноселькупе. «На сегодняшний день работы выполнены где-то порядка на 50 процентов. Ну, и соответственно, финансирование из 6,9 миллиардов - 2,7 уже освоено», - сказал Алексей Федосов, начальник управления дорожного хозяйства ЯНАО.
Реальные черты на наших глазах обретает Северный широтный ход. Железная дорога от Обской до Бованенково действует. Мост через реку Надым достраивается. А к строительству трехсот десяти километров железной дороги от Надыма до Салехарда уже сегодня готовы приступить частные инвесторы.
Готовы нефтегазовые компании вложиться и в железнодорожные пути от Бованенково до Сабетты. Интенсивно достраивают сейчас морской порт и международный аэропорт в Сабетте. Но весь проект упёрся сегодня в финансовый тупик возведения моста через Обь.
«Пять из шести звеньев арктического транспортного коридора либо уже построены, или по ним есть понятные решения, проектная документация и понятны инвесторы. Проблема только с одним объектом - самым узким местом – мостом через реку Обь в районе Салехарда. При этом, всем очевидно, что без этого звена вся цепочка рассыпается», - говорит Дмитрий Кобылкин, Губернатор ЯНАО.
Построить мост планировали до 2020 года. Но в начале года средства на мостовой переход через Обь изъяты из Федеральной адресной программы. Понимают ли в правительстве страны, насколько важно перейти этот обской Рубикон для социально-экономического развития Ямала и России? «Мы утвердили его финансово-экономическую модель. Все участники подтвердили его реализуемость. Каждый готов отвечать по своим обязательствам. В том числе, и финансовым обязательствам. И теперь - слово за Правительством Российской Федерации, чтобы эти решения нашли своё отражение, в том числе, не только в государственной программе развития транспортной системы, Федеральной целевой программе, но и в бюджете Российской Федерации на ближайшую перспективу», - поясняет Министр транспорта РФ, Максим Соколов.
Мост между Салехардом и Лабытнанги даст дорогу не только грузам и пассажирам. С ним связывают своё развитие все основные отрасли региональной экономики. «Мы не планируем остановиться же на этом берегу. Мы планируем, что первое, будет мост на ту сторону, что мы пройдем линией электропередач на ту сторону. Присоединим зону Лабытнанги, Харпа. И второе. Мы планируем, что железная дорога пойдет на так называемый Северный широтный ход, а соответственно под это нужен северный транзит по электроэнергии», - отмечает Михаил Гилёв, директор департамента тарифной политики, энергетики и ЖКХ ЯНАО.
«С помощью министров и нефтегазовых компаний мост через Обь на Ямале, будем надеяться, всё-таки построят, - говорит корреспондент Павел Разуваев. - Будут строить и железные дороги, и автомобильные магистрали, и аэропорты, и взлетно-посадочные полосы. Вот только стройки эти, судя по нынешним непростым временам, будут идти далеко не такими темпами, которыми мы гордились в последнее время».