Колбаса по-ямальски. Секреты приготовления северной «Туймады»
Колбасный цех поселка Белоярск планирует расширить ассортимент своей продукции. Пока производство мясных изделий массовым не назовешь. Но вкус сельской ямальской колбасы распробовали даже за пределами страны.
Маленький северный поселок Белоярск. На 2000 населения здесь есть своя легенда – Туймада. Это колбаса, ставшая брендом всего поселка. Никакой сои и технология ее приготовления неизменна вот уже четверть века. Едят ее местные, соседи из Аксарки и периодически дегустируют жители Салехарда.
В составе колбасы 82% - оленины, 16% - свинины, немного соли и 2 грамма муки для связки. Хранится такой натурпродукт может до 16 суток.
При этом работает белоярский цех и не в прибыль, и не в убыток. Сохраняет рабочие места и старается кормить население своим, не привозным мясом. По большей части держится на энтузиазме и субсидиях. 100 рублей с 1 реализованного килограмма. Если бы не поддержка округа, это ветхое здание колбасного цеха уже давно сгинуло бы и от холода, и от отсутствия электричества. «Эти субсидии идут на погашение, чтобы не было большой разницы в разрыве цен. У нас стоимость колбасы полукопченной раньше была 370, сейчас она стоит 390», - говорит генеральный директор ОАО «Совхоз байдарацкий» Владимир Арцыбашев.
В колбасном цехе Андрей Канев работает с его основания, а именно с 1991 года. Лёгким движением рук превращает полцентнера фарша в изысканный продукт. В помощь - германское оборудование еще 20-летней давности и автоматика. «В день по 300 кг делаем. Это 300 палок колбасы. Бывает по 150 – 170 делаем», - рассказывает работник колбасного цеха села Белоярск Андрей Канев.
Андрей и его двое коллег в год производят 33 тонны готового продукта. Фарш, несколько видов колбас, вот, например, «охотничья», сосиски – новинка ассортимента – и все на оленьем мясе. В этом году цех поднимает планку и расширяет меню. «Хотим возобновить производство вареной колбасы. Дело встало только за оболочкой. Закажем оболочку – с осени попробуем, потому что в принципе, сертификацию мы уже прошли, ингредиенты уже закупили, осталось только с оболочкой разобраться», - сказал Владимир Арцыбашев.
«Туймада» в свое время получила золотую медаль на германской выставке «Зеленая неделя». «Бессоевая легенда» - поселковый лидер продаж и сейчас. Натуральная, без добавок, изюминка поселка, которая местным, как ни странно, уже приелась. Новый вкус скоро появится на прилавках. И то, что новая колбаса будет пользоваться спросом – сомнений не вызывает.