Байкер в роли заключённого. Чем для гостей фестиваля «Ямальский пилигрим» обернулась необычная экскурсия?
Надым объединил любителей байков и историков северного края. Организаторы фестиваля «Ямальский пилигрим» пригласили мото-путешественников из разных уголков страны на «Мертвую дорогу» времен сталинских ГУЛАГов. Владельцы техники не только узнали как работали и выживали в нечеловеческих условиях заключенные, но и примерили на себя роль узников.
Всё назад начиналось тепло - дружеская встреча после дороги, эмоции и впечатления.
«Дорога к вам конечно не очень, хотелось бы лучше. Много комаров и мошек видели. А вообще, у вас всегда классно, здорово. Люди хорошие – это запомнилось» - поделился байкер Иван Трунов г. Нижневартовск.
За тем в гости к местным мотолюбителям. Надымские байкеры гостям всегда рады. В этот раз в Надым приехали мотоциклисты из разных городов России – Тюмени, Челябинска, Нижневартовска и других. Для них надымчане постарались – горячий куриный суп готовили местные девушки. Потом снова дорога. И уже другой прием.
«Кто не вышел на утреннюю поверку, того мы не считаем – его больше нет. Кто не выполнил распоряжение администрации лагеря – попадает в карцер. Кто попадает в карцер – не выживет, 70 процентов тому вероятность. Мы вам сейчас всё покажем», - объявил начальник штаба «Надымского хуторское казачьего общество» Дмитрий Репин.
Примерно такую информацию получали заключенные, прибывавшие на 501 стройку, которая была развернута здесь 1947 по 1953 годы. Встречу-инсценировку для гостей подготовили местные казаки. За несколько лет строительства железной дороги «Чум -Салехард - Игарка» через лаг. пункты прошло около ста тысяч человек. Некоторые факты той истории потеряны, некоторые преувеличены, рассказал историк Вадим Гриценко:
«Самая большое количество людей были осуждены по статьям за хищения колхозной, государственной собственности – в народе его называли – закон семь восьмых, закон о пяти колосках. Осужденных за такие преступления было 25 процентов среди мужчин и процентов 40 среди женщин»
Строительство Трансполярной магистрали свернули в 1953, сразу же после смерти Сталина. На тот момент дорога была готова наполовину. Несмотря на тяжелые условия, многие заключенные, как ни странно, стремились попасть на эту стройку. Здесь вели, так называемые, зачеты. За перевыполнение нормы день заключения могли засчитать за два или даже за три. Жизнь в бараках по сто человек в каждом, тяжелый труд.
Многие из путешественников признались, что побывали в разных местах, но ни разу не посещали таких памятников истории. Это место нужно сохранить и сделать культурным достоянием, считают байкеры.
«Очень важно, чтобы всё это было восстановлено. Чтобы люди, приезжая сюда, изучали свою историю», - считает Анатолий Анисимов г. Тюмень.
«Шоу, которое нам устроили сегодня – было очень приятным. Позаботились о гостях», - говорит Олег Масян, г. Новый Уренгой.
По завершению экскурсии организаторами было сделано последнее объявление, все прибывшие сегодня освобождены по решению советской власти. За посещение 501 стройки путешественникам вручили специальные шевроны, на которых изображена наколка одного из заключенных.