Затонувший во льдах. 80 лет со дня героической гибели теплохода «Челюскин»

В истории покорения Арктики - памятная дата. Исполняется ровно 80 лет со дня одного из самых известных кораблекрушений минувшего века. В 1934 пароход «Челюскин» был отправлен в научный рейс по Северному морскому пути и затонул, раздавленный дрейфующими льдами.

Прошлый век. Февраль 1934. Карское море. Пароход «Челюскин» уже месяц дрейфует вместе с арктическим льдом. Когда до «чистой» воды остаются считанные мили, течение уносит корабль на северо-запад. Тяжелые льды разрушают корпус судна, и «Челюскин» уходит на дно. К счастью, люди не растерялись. «Благодаря тому, что экипаж под руководством Шмидта был готов к развитию такого сценария, на лед было выгружено все необходимое, чтобы выжить в течении определенного времени. Палатки, строй материалы, теплая одежда и продовольствие», - рассказал директор российского государственного музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский.

В лагере на дрейфующей льдине люди ожидали помощи целых два месяца. И сама катастрофа, и операция по спасению, навсегда вошли во всемирную историю покорения Арктики. Специалисты утверждают, что тогда в 30-е годы, ледовые условия на трассе Севморпути были гораздо сложнее. Изначально предполагалось, что экспедицию будет сопровождать ледокол "Красин". Но выйти в море он тогда так и не смог. И это тоже стало одной из причин кораблекрушения. «Как выяснилось, в первые дни недели плавания судно не совсем отвечало тем условиям. Маневренность оставляла желать лучшего, были проблемы с переключением реверса двигателя, что осложняет плавание во льдах», - говорит Виктор Боярский.

Перед "Челюскиным" ставили сверхзадачу - отработать схему доставки грузов по Севморпути за одну летнюю навигацию. Многие в мире и тогда считали, что все это – просто пропагандистская авантюра страны Советов. Катастрофу облагородили, присвоив ей официальный статус научного подвига. До сих пор предпринимаются попытки найти и достать со дна обломки легендарного судна. В воды Берингова пролива спускаются водолазы, и особо упорным все же улыбается удача.

Даже через 80 лет споры вокруг той экспедиции не утихают. Несомненным считается одно – именно подвигом челюскинцев началась эпопея научных станций, и сегодня дрейфующих в Северном Ледовитом океане.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика