Заарканить айсберг. Мурманские полярники нашли новый способ приручить льды Арктики
Развитие Арктической зоны России – самый сложный проект столетия. Об этом сегодня открыто говорят уже не только политики да экономисты, но и учёные. Слишком уж много придётся нам с вами сделать для того, чтобы человек подружился с ледяным безмолвием. И по сей не утихают споры о расширении инвестиционных возможностей и модернизации инфраструктуры транспортной системы арктических регионов, развитии туризма за Полярным кругом, обеспечении экологической безопасности и мерам по сохранению культурного наследия северян. Увы, однозначных ответов на эти вопросы пока не найдено. Но это не значит, что Арктика продолжает оставаться землёй неизведанной. Вот уже и айсбергами мы начинаем управлять по своему усмотрению.
«Роснефть», «Росморпорт», «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт». Вот три кита, которые должны заставить айсберги российского северного побережья двигаться в нужном направлении. Ледокол «Капитан Драницын» отправляется в первую полномасштабную экспедицию. Дизель-электроход только что завершил плановые ремонтные работы, подтвердил свой класс и рвётся в бой. Правда, сам экипаж пока представляет выполнение поставленной задачи лишь теоретически.
Александр Ерпулёв, капитан ледокола «Капитан Драницын»: «буксируем суда, проводим суда. Но чтобы буксировать айсберги - в нашей практике ещё этого не было. Как в Техасе - заарканить айсберг и потащить его в другую сторону. Изменить его траекторию движения».
Считается, что верхушка ледяной скалы составляет его треть. Но природа и математика не всегда учитывают законы друг друга. И главная опасность в данном случае одна. Айсберг может перевернуться, если подводная часть легче надводной, и задеть проходящее рядом плавсредство. Помогать морякам будут учёные. Научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников» уже на месте. На борту «Драницына» - команда учёных питерского института. Они займутся корректировкой действий буксировщиков.
«Наука должна сказать - куда его сдвинуть. В какую сторону и в какое время. Всё зависит от ветра, от течений, от прогнозов», - сказал Алексей Чернов, начальник экспедиции, старший научный сотрудник ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт», г. Санкт-Петербург.
Экспедиция оборудована в том числе и по спецзаказу, например, уникальные канаты, рассчитанные на 100 тонн. Как и динамометр.
«На вид – железка, да и железка. Но, вот в центральной части расположен дозиметрической элемент, который при механическом воздействии, при растяжении, меняет своё сопротивление и сигнал, которые мы потом регистрируем», - пояснил Иван Свистунов, ведущий инженер ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт», г. Санкт-Петербург.
Полученные данные необходимы для создания будущей методики буксировки айсбергов. Комплексная научно-исследовательская экспедиция «Кара-лето» уже 12, проводимая «Роснефтью».
«Будут отработаны учебные сценарии «айсберг – платформа». То есть моделирование движения айсберга к условной платформе. Всего в ходе экспедиции запланировано проведение 12 полномасштабных экспериментов», - пояснил Ярослав Ефимов, представитель компании-заказчика экспедиции.
В районе проведения экспериментов, организовано спутниковое наблюдение за перемещением айсбергов. Комплексный подход должен обеспечить максимальную безопасность всем, кто работает у арктического побережья России, и на трассах Северного морского пути.
Первые ловцы ледяных морских глыб отправились в экспедицию. В течении ближайших 30 суток экипаж ледокола «Капитан Драницын» будет заниматься буксировкой айсбергов в Северных морях. Тем самым, открываю новую страницу современной российской истории освоения Арктики.