Ворона прилетала! Ямальские ханты отпраздновали день весны
Ворона птица чрезвычайно любопытная и пытливая, к тому же она первая из всего многообразия пернатых прилетает на Крайний Север и тем возвещает начало весны и пробуждение к новому витку жизни. Ханты Ямала считают, что когда-то в седые времена, в день прилёта черной Каркуши зародилось всё человечество на земле. На древнем обряде, который прошел в деревне Ханты-Мужи побывала и специальный корреспондент ГРТК «Ямал».
В деревне всего 7 домов. Ныне это обветшалый памятник хантыйскому зодчеству, но 2 века назад здесь жили люди. Каждую весну сюда приезжают староверы - шаманить теплую весну. Этот день ханты прозвали Ворна Хатл. День вороны. Считается, что под своим вороным крылом эта птица первой несет весну на север. «Видите круг – это как-будто солнышко. Кругленькая сушечка и солнышко появляется. И тепло приходит к нам с этим праздником», - говорит Галина Ануфриева.
Ворна Хатл можно расценивать как хантыйский новый год. Правда, вместо елки – береза, а взамен новогодних игрушек – сушки. Символ - тысячи солнц. Такое «солнце» вкладывают и вороне в клюв. Обские ханты верят – крик птицы пробуждает природу, и, кажется, саму жизнь. Вот почему ворону называют покровительницей женщин и детей. С раннего утра детям наказывают собирать щепки и веточки, чтобы ворона, когда прилетит - могла погреть лапки и принести еще больше детей в дом. «Если ханты встают рано и увидят ворону – это считалось большое счастье. Им будет удача», - рассказывает Ольга Рохтымова.
Пока дети беззаботно играют – на полевой кухне пузырится уха. Пропорции основательные – 20 кг рыбы и 120 литров воды прямо из реки Обь. Дети едят и освобождают стол для старейшин. С этого момента праздник приобретает сакральный смысл.
Основное место празднования Ворна Хатл – это место, где растут священные деревья. Им ханты поклоняются веками. Сюда приходят исключительно женщины. Они приносят с собой вот такие лоскутки ткани, вкладывают туда свои дары – обычно это монетки и повязывают их на дерево. При этом, принято мысленно разговаривать с деревом и просить у него, например семейного благополучия. «Береза считается священным деревом, потому что, белоствольное, красивое дерево, женственное дерево – берет корнями из земли энергию. Есть связь с нижним миром - раз корнями уходит в землю. Есть связь со средним миром – мы с ней общаемся, прикасаемся к ней. И идет связь с верхним миром, потому что верхушкой она уходит в небо», - поясняет Алла Конева.
У мужчин тоже есть свое священное дерево. Вступать на эту землю - жёнам запрещено. Лент здесь уже меньше, мечтать здесь не принято. От мужчины ворона – требует другого дара. Она даст теплую весну – взамен на теплую кровь. У священной березы – в жертву приносят оленя. 3 раза животное оборачивают платком с лисьей шкурой и 3 раза кричат, чтобы духи проснулись. Затем происходит главное, то, что делали предки веками и одним движением.
Чуть позже жертвенная плоть уже на столах. Народ ханты смакует сырое мясо с хлебом. Все пьют еще теплую кровь. Подобных ритуалов у аборигенов много. Есть бескровные, есть кровные. Этот праздник весны – один из ярких и особенных в культуре хантов. Он дошел до нас из глубокой древности. Время меняет все, но отступает и замирает перед древней верой в духов этой земли. Покровители и помощники людей, они живут в каждом живом существе - олене, дереве и даже самой малой травинке. И, конечно, в хозяйке весны – священной вороне. Услышав шаманов – она прилетела.