В Архангельск после успешной научной экспедиции прибыло судно «Академик Келдыш»
К стенке архангельского порта после успешной научной экспедиции пришвартовалось судно «Академик Келдыш». Пробы воды, воздуха и льда уже отправлены в Москву для подробного изучения. Результаты расскажут всем нам о том, насколько человек уже успел навредить природе Крайнего Севера.
Учёные готовятся к полёту домой. Пробы собраны. Лаборатории упакованы. Имущество арктической экспедиции очень аккуратно выгружают с борта «Академика Келдыша».
«Основные наши орудия лова, они все были на главной палубе, на корме. Мы их уже погрузили. Также в ящиках находятся наши пробы, обработку которых будут производить в Москве. Это то, что мы собрали, и то, ради чего мы ехали», - говорит Валентин Кокарев, младший научный сотрудник Института океанологии РАН.
Данных об атмосфере, морском дне, воде и воздухе так много, что на их обработку потребуется несколько месяцев. Самые важные - о влиянии стоков, которые вместе с речными водами попадают в арктические моря. Арктика, по-прежнему, остаётся загадкой для учёных. Она, своего рода, индикатор климатических изменений. То, что происходит здесь, влияет на всю планету.
«Всё, что происходит на водосборной площади нашей с вами страны. Будь-то сельское хозяйство, будь-то наша деятельность с вами, сопровождающаяся бытовыми отходами, будь-то производство, иногда самое вредное. И вреднейшее из них - переработка радиоактивных отходов, утилизация. Всё это так или иначе попадает в воду. А вода эта, может, не самым прямым способом попадёт в Арктику», - рассказывает Михаил Флинт, руководитель экспедиции Института океанологии РАН.
Позади - полтора месяца экспедиции и сотни исследований. Пройдено 15 тысяч километров, три моря - Карское, Лаптевых и Восточно-Сибирское. Участники экспедиции сделали это, несмотря на трудности и даже риск.
«Море Лаптевых, понимаете, там кромка льда тоже с Севера была очень низкая. И мы не смогли, в общем-то, пройти на Север даже поработать. Мы дошли только до кромки льда и остановились. Сделали несколько станций и пришлось возвращаться. В этом году как-то лёд не растаял полностью», - пояснил Юрий Горбач, капитан НИС «Академик Мстислав Келдыш».
В этой экспедиции с помощью специального робота и спектрометра исследовали радиоактивные могильники. На дне только Карского моря - 17 тысяч контейнеров, три атомных реактора и самый опасный объект - советская подлодка «К-27». Её затопили почти 40 лет назад в заливе Степового. Утечка не обнаружена. Крупнейшая экспедиция в Арктику завершена. Команда сходит на берег - кто на год, кто на полгода. «Академику Келдышу» отдыхать и того меньше. В октябре он отправится в экспедицию по Балтике.