Уроки без отрыва от семьи. Кочевое образование имени Анны Неркаги
Арктика заставляет человека приспосабливаться к себе, как бы он не старался навязать ей свою волю. И учиться детям в тундре очень даже непросто. Школы-то здесь нет. Чтобы не отрывать детей от родного чума, ямальским учителям приходится и дров нарубить, и с оленеводами каслать.
Выехав из Салехарда еще до рассвета, к фактории Лаборовая трекол добирается лишь ближе к обеду. Хотя расстояние – всего полторы сотни километров, но дорога есть только местами. От фактории еще 10 километров – уже по снежной целине. В этом местечке у горы Харамбэ живет ненецкая семья. В семье трое детей, но в школу они не ходят. Учитель начальных классов Сергей сам приезжает к ним домой.
Третьеклассник Валерьян изучает виды грибов и природные явления – это урок «окружающий мир». На любимой для мальчика математике решают примеры – по программе он сейчас проходит таблицу умножения. Третий урок – русский язык. Как у всех учеников, у Валерьяна есть дневник – он круглый «хорошист». А Сергей, как и положено, ведет классный журнал.
«В принципе, не сильно отличается образование, только тем, что мы выезжаем к семьям. Преподаем ту же программу, то же объясняем, и детям очень нравится, потому что они находятся в семье. Валерьян вот в простой школе – не мог учиться, а здесь ему нравится. И оценки хорошие, с удовольствием учится», - рассказал учитель начальных классов кочевой школы Сергей Неркаги.
Посреди тундры, естественно, нет электричества, а световой день зимой совсем короткий. Чтобы дети могли делать домашние задания, запускают генератор. Единственное, что огорчает главу семейства – слишком дорогой бензин, за которым приходится ездить в поселок.
Следующих учеников приходится искать по тундре - они живут в чуме и только-только перекочевали на новое место.
Анна и Гриша – молодая семья педагогов. Отучившись в колледже, они вернулись в родную тундру. Их чум, он же школа, кочует вместе с другими. А соседские дети – их ученики.
Вместо трёхдневной учебной недели, у этих ребят – шестидневка. Из-за постоянных переездов отстают в программе, приходится нагонять. «У нас, конечно, часов поменьше, чем в стационаре. Но я думаю, образование такое же, как там. Стараемся, чтобы получили как можно больше знаний, у нас занятия идут не по 45 минут, мы можем час заниматься, сами не замечаем, как проходят уроки», - говорит учитель начальных классов кочевой школы Григорий Лаптандер.
Кочевое образование в этом районе Ямала носит имя Анны Неркаги – она его автор и главный двигатель. Ненецкая писательница, которую уральский университет выдвинул в кандидаты на Нобелевскую премию по литературе - сначала построила в тундре православный детский лагерь, затем здесь появился храм. Теперь на «Земле надежды» есть круглогодичная школа и детский сад. В отличие от интерната, здесь дети не просто изучают науки, но и навыки, без которых в тундре не выжить. «Вот если взять наших девочек - они помогают в столовой, умеют все шить: тапочки, варежки, даже малицы. Мальчики у нас рыбачат, охотятся, но не с настоящим ружьем, у нас есть «воздушка», также учатся ставить петли на куропаток, на зайцев», - говорит воспитатель школы Анны Неркаги Алена Придатчина.
В школе, помимо основных предметов, учат труду, нравственности и духовности. Православная религия здесь прекрасно уживается с коренными традициями ненецкого народа. «Это просто то, что мы должны были сделать. Мы не должны были у родителей детей отнимать и стараться нести им знания. Не детей изымать из семей для знаний, а знания нести туда», - сказала писательница Анна Неркаги.
Единственное, чего не хватает школе – федерального закона «о кочевом образовании». На весну назначена встреча с депутатом в Государственной думе от Ямала. Будет закон – появится альтернатива у кочевых родителей - отправить ребенка в интернат, откуда дети возвращаются городскими жителями или не возвращаются вовсе, или оставить его дома, но не лишать при этом права на образование.