Уран и золото Якутии. Промышленники и население о перспективах добычи и ожидаемых переменах
Семь крупных инновационных проектов объединяются в территорию опережающего развития в Якутии. Соответствующее распоряжение уже подписал премьер-министр страны. По расчётам специалистов это позволит привлечь свыше 20 миллиардов рублей частных инвестиций. Чего ждут от таких перемен местные жители?
Если в магазине выстроилась очередь пенсионеров – значит поступили свежие продукты. Их в деревню привозят нечасто. В поселке Ыллымах, что в шестидесяти километрах от Томмота, почти каждый пенсионер – ветеран труда. В годы Великой Отечественной войны здесь был создан один из центров слюдяной промышленности Союза. Просуществовал он вплоть до перестройки.
Галина Загороднева, жительница п. Ыллымах: «У нас поселок был хороший, очень красивый. Особенно летом. Красота у нас, чистый воздух».
Но самая ценная природная достопримечательность окрестностей поселка – богатейшие в мире залежи урана. Местные жители их боятся и одновременно ждут начала разработок. Первую очередь комбината по добыче радиоактивного металла должны были запустить еще осенью прошлого года, но в 2011 году инвесторов напугала авария на японской атомной электростанции «Фукусима».
Урановая зона «Северная» начинается в нескольких метрах от реки Ыллымах. Но главная ценность месторождения даже не в атомном топливе, а в золоте, жила, которого, шириной тридцать метров уходит вдаль на двадцать два километра.
Таких промышленных зон здесь сразу семь. Инвесторы просчитывают, что пока уран не востребован, можно начать добывать золото. Идея вылилась в один из основных проектов территории опережающего развития «Южная Якутия». Распоряжение о ее создании подписал премьер Дмитрий Медведев, в канун Нового года.
Михаил Брук, генеральный директор АО «Корпорация развития Южной Якутии»: «Мы считаем, что в Южной Якутии надо создать несколько площадок. Не полностью всю территорию Алданского, Нерюнгринского и Олекминского районов сделать ТОСЭР, а создать несколько обособленных площадок, которых, по нашему мнению, должно быть пять, на них должен действовать режим ТОР».
Частному инвестору вкладывать деньги рискованно даже в разработку ТЭО. Еще дороже выходит проектная документация. И вовсе неподъемными становятся затраты на возведение дорог, ЛЭП и прочей инфраструктуры. Во всем этом и призван помочь особый режим ТОРа. В качестве успешного примера государственно-частного партнерства называют разработку Инаглинского угольного комплекса. Такие базовые проекты должны подтянуть за собой слабых.
Валерий Скрябин, директор Алданского энергоремонтного завода: «Какие-то преференции будут, в частности, освобождение от налога на землю. Это нецелесообразно – на Севере, в Якутии платить налог на землю. Нецелесообразно! Стоимость электроэнергии девять рублей шестьдесят копеек – в три раза превышает общероссийский тариф».
Алданский энергоремонтный завод уже второе десятилетие переживает глубокий кризис. Старейшее в Якутии промышленное предприятие, в канун своего девяностолетия, отказалось от центрального отопления и перешло на дрова. Некоторые цеха законсервированы.
Александр Русалов, токарь: «Работа меня устраивает. Конечно, хочется какого-то развития, хоть небольшого, потому, что здесь развития нет – все стоит на месте, если даже не ухудшается».
Уникальная база сегодня рассматривается в качестве основного партнера резидентов ТОРа. Ожидается, что вырастет потребность и в услугах автомобилистов, железнодорожников, авиаторов – всех, чьи объемы напрямую зависят от уровня развития промышленного производства.