У норильского городского музея появились уникальные экспонаты
У норильского городского музея появились новые уникальные экспонаты - девятиметровый фрагмент настоящего маута – аркана, с помощью которого охотились на оленей и зуб мамонтенка.
И то, и другое нашли в далекой тундре. Старший научный сотрудник Владимир Ларин относит новые экспонаты к категории не просто ценных, а уникальных.
Новый экспонат музею подарил коллега в научной среде, друг и просто хороший человек - Василий Гончаров. В течение уже 30-ти лет он частый гость в стойбищах оленеводов. Уникальный подарок станет для музея большим сокровищем в серии этнических предметов.
«Ценность заключается в ее "настоящести". Это настоящий фрагмент — большой, ценный, интересный, настоящего маута, который сделан был по классической технологии», - рассказывает кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Норильского музея истории, освоения и развития НПР Владимир Ларин.
Сплетенный из четырех шкур быков, скрепленных костяной пластиной, маут сохранился в отличном состоянии, хотя ему уже несколько десятков лет. Чтобы увидеть еще одну ценность музея мы отправились туда, где средства массовой информации еще не бывали - в хранилище. Доступ сюда максимально ограничен. Бронированная дверь, системы защиты и видеонаблюдения. За дверью - настоящая сокровищница - эксклюзивная серия ископаемых: черепа овцебыка, проживавшего от 30 до 50 тысяч лет назад, и части скелета мамонта. К нему - повышенный интерес. Здесь и кости, и бивни, и даже зубы. За свою жизнь мамонты меняют зубы 6 раз. Чаще всего в руки научных сотрудников попадают похожие на терки. Это зубы зрелых мамонтов. Найти подобные - совсем старых животных, как и совсем молодых - большая редкость. Но, можно сказать, случилось чудо - зуб мамонтенка принесли в музей неравнодушные горожане.
«Этот мамонтенок жил примерно 40-50 тыс. лет тому назад», - говорит Владимир Ларин.
Зуб мамонта с одной стороны, самая твердая часть скелета, а с другой - самая уязвимая. Попадая из вечной мерзлоты в нашу среду, он очень быстро начинает разрушаться. Поэтому необходимо срочно его законсервировать. Сейчас этот зуб находится в специальном растворе. В его составе - ацетон и медицинский клей БФ. Пропорции и сроки выдержки держатся в секрете. После необходимых процедур этот экспонат пополнит основной фонд музея, и все норильчане смогут увидеть его воочию.