Своими глазами: настоящее и будущее стратегических проектов Ямала
На этой неделе Владимир Путин принял губернатора Ямала – Дмитрия Кобылкина. Разговор серьёзный - Сабетта и Севморпуть, который только в феврале уже принял 65 судов, но, Карские ворота расширяются – строится не только Морской Путь, но и автодорожный.
Грандиозная стройка - по масштабам и по значению, развернута на самом Краю земли. Проект «Ямал-СПГ» в 30-ти процентной стадии готовности и работа здесь не останавливается ни на минуту. Сейчас в Сабетте трудятся девять тысяч человек. Чтобы добраться до газа, буровая установка погружается в вечную мерзлоту на глубину до трёх тысяч метров. На этой стадии «готовым» продукт называть пока рано.
Перед отправкой за границу, газ будут превращать в жидкость, его сожмут и охладят до минус 160 градусов. Сейчас под сырье монтируются крупные резервуары. Здесь же через два года появится и современный завод по сжижению природного газа, мощность которого оценивают в 16 с половиной миллиона тонн жидкого газа в год. В необходимости такого проекта не сомневаются и европейские партнеры.
«Мне очень жаль, что были введены санкции. Но они вряд ли что смогли изменить - все важнейшие вехи проекта выдерживаются. Нам очень важна кооперация с российскими компаниями. Ещё 50 лет назад никто и подумать не мог, что мы сможем исследовать Арктику так, как сейчас это делает ваша страна»,- сказал участник проекта "Ямал СПГ" из Франции Даниель Вадом.
В 2018 году будет сдан и первый из трёх планируемых ледоколов для ямальского проекта. Его уже возводят на балтийских верфях. К примеру, только за февраль в Сабетте приняли 65 судов. Проводкой от Карских ворот до арктического порта занимаются всё те же ледоколы, правда, советских времен. С выходом завода на полную мощность, грузопоток увеличится в три раза, а значит, понадобятся дополнительные ресурсы.
«Его главная особенность это бесспорно то, что на морском участке его ледопроходимость будет 3 метра. Это реально поможет нам думать о круглогодичной навигации по всей трассе Северного морского пути и тем самым впервые обеспечить нашу нефтегазовую индустрию выходами на Тихоокеанский рынок»,- говорит генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша.
Сабетта- стратегический проект не только для Ямала, но и для всей России. В ближайшие годы сюда планируют провести железную дорогу, она пройдет параллельно со строящейся автодорогой. Этот транспортный коридор даст возможность экспортировать любые российские товары по Севморпути. Об этом губернатор региона лично доложил Президенту: «Северный широтный ход», Вы помните, мы о ней разговаривали, стяжка между Салехардом и Надымом, – мы сейчас строим автомобильную дорогу, подъезды со стороны субъектов. Проект серьёзный, около 30 миллиардов мы за пять лет уже вложили в эту дорогу».
11 рабочих трудовых часов в две смены, дорожники работают без праздников и выходных - прокладывают километры будущей магистрали. Автодорога нужна Ямалу, как воздух, тут каждый километр – свой.
Песок для строительства дороги добывают здесь, прямо на месте. Разработка каждого такого карьера изначально была заложена в проекте. То есть строители знают, сколько им понадобится песка и какие объемы данного участка.
«Здесь рельеф местности очень нестабилен, и часто сталкиваемся, когда мороз 40 градусов и бежит вода по земле, это очень частое явление и с этим приходится бороться, уводить воду»,- объяснил начальник участка автодороги Андрей Филиппов.
Вечно и бесконечно приходится бороться с вечной мерзлотой. Для этого создают специальную «перину» - стабилизирующее полотно, чтобы не допустить так называемого «растепления грунта». Но строители уверены,- сложные участки позади.
«Общая протяженность дороги 339 километров, на сегодняшний день, если брать по объемам земляных масс, то выполнено порядка 65-70% ,- говорит заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО Алексей Федосов.- 125 километров уже введено в эксплуатацию, 85 километров в асфальтобетонном покрытии».
Ямальские проекты «будут жить» и получат федеральную поддержку из Фонда национального благосостояния. Всё это - будущее и настоящее арктического региона, которое здесь и сейчас создается людьми с северным характером.