Специалисты подсчитали - грузопоток Северного морского пути достигнет 50 млн тонн в год

Сегодня Россия осваивает Арктику, что называется, по всем фронтам. Глубины морские прямо-таки кричат сегодня, обращаясь к России: – не упустите великолепный шанс развития северного морского пути! Дело в том, что пока ученые всего мира спорят, наступает на человечество глобальное потепление или нет, льды в Арктике становятся всё тоньше. По данным последнего мониторинга ледяного покрова, в мае площадь льда северной полярной области составляла 13 миллионов 28 тысяч квадратных километров. Это меньше нормы на 5,2 процентов. Наибольшее отставание по развитию льда наблюдается в западном секторе Арктики (Гренландское, Баренцево, Карское моря). Площадь льда в этом секторе меньше среднего многолетнего значения более чем на 8 процентов. А толщина льда в Карском и Чукотском морях, по данным наблюдений на морских гидрометеорологических станциях, на 10-15 сантиметров меньше нормы. Так что, возрождению Севморпути помогает сегодня сама природа.

Флаг навигации 2014 года речники верхней Лены вновь поднимают с опасением. Воды в реке предельно мало, даже для весеннего половодья. Первый же рейс показал, что работать будет трудно. «Нет воды. Бодайбо стоит, нам запретили идти. Грубо говоря, опыт, уважение позволили мне рискнуть», - говорит капитан теплохода СК-2077 Вадим Резников.

Ежегодные проблемы на реках заставили специалистов задуматься об изменении транспортной логистики. Всё чаще говорят о возрождении северного морского пути. Более 50 лет ему принадлежали все порты страны, что находятся выше 62 параллели. В наследство от него остались десятки крупных предприятий и поселков. «Разумеется, северный морской путь нужен. И базовыми, ключевыми пунктами должны стать старые советские поселки и города, которые уже построены», - считает доктор биологических наук Александр Гуков.

Якутия предлагает уникальный транспортный коридор. Его считают самым коротким путем из Азии в Европу. С железной дороги, подошедшей к Якутску, товар будут грузить на корабль, в Тикси его перевалят на морские суда, оттуда прямая дорога на запад. Бизнесмены из Китая уже подсчитали возможные прибыли. Вокруг этого проекта можно строить перспективные отношения с другими государствами. Если мы нарисуем им еще кратчайший путь, который идет таким образом: железная дорога с Китая, по железной дороге в речной порт Якутска и спокойно перегружаемся на суда. И в одну навигацию доходим и довозим все кратчайшим путем из Юго-Востока мира в Европу», - рассказывает председатель транспортного союза Якутии Александр Дудников.

По мнению специалистов, весь путь по новому коридору займет 10 дней. Сейчас через Суэцкий канал на рейс в одну сторону уходит больше месяца. К тому же решаются таможенные проблемы. «Здесь одну границу прошли и все! Вы в Гамбурге, в Амстердаме со своими товарами. С китайскими товарами в Европе. То есть это все уже просчитано. Нам нужно создать коридор и обустроить», - отмечает президент торгово-промышленной палаты Якутии Владимир Членов.

В перспективах морской дороги уверен исследователь Оле Йорген Хаммекен. Его называют лицом Гренландии. Эскимос часто снимается в телевизионных проектах ВВС и Голливуда. Вместе с командой единомышленников преодолел весь Севморпуть на трехместной лодке. «Мы совсем не ожидали увидеть такой трафик, потому что, когда мы были на мысе Челюскина, нам сказали, что максимум, что мы увидим за эту навигацию - это будет 30-40 больших судов. Но оказалось гораздо больше», - делится гренландский исследователь Оле Йорген Хаммекен.

Только за последние пять лет интенсивность движения судов в Арктике возросла в 17 раз. В прошлом году транзитом по морям прошло 34 корабля. Подсчитано, что в перспективе грузопоток достигнет 50 миллионов тонн в год.

На стороне возрождения Северного морского пути, кажется, сама природа. Ледовые поля в Арктике стремительно сокращаются, что дает возможность беспрепятственному прохождению кораблей. Ученые отмечают, что через 50 лет продолжительность навигации значительно возрастет. Впрочем, и сегодня новая дорога вне конкуренции.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2019. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика