Спасите наши души! Кто первым отзовётся на SOS российских рыбаков в Баренцевом море?
Зачем морским спасателям база на Шпицбергене? Что заставляет их рваться на норвежский архипелаг, в том числе, сквозь политические бури? И как быстро можно помочь рыбакам в случае ЧП на промысле? Ответы на эти вопросы нашла специальная экспедиция. Выяснилось, что спасательная база, безусловно, необходима. Вот только сначала нужно будет заручиться доброжелательностью норвежской полиции.
Из Мурманска до Шпицбергена для рыбаков путь привычный. У архипелага один из основных промысловых районов. Запасы трески в Баренцевом море Россия и Норвегия считают общими. Молодь нагуливается в наших водах. Взрослая рыба нерестится у берегов соседей.
Чтобы помощь в случае ЧП была оперативной, российским морским спасателям нужно находиться рядом. Обычные точки дежурства УраГуба и Териберка далеко. Задача этой экспедиции, в том числе, оценить что необходимо для создания базы в Баренцбурге.
Там есть основа для создания базы. В порту два причала. Угольный, как правило пустует. Сухогрузы приходят раз в два месяца на 23 дня. Пассажирские суда, правда, бывают чаще, но, в основном, в туристический сезон.
Руководитель Северного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ Анатолий Леонтьев: «Для базы нужен причал. Нужны помещения, электричество. База нужна для проведения мелкого ремонта, смены экипажей, пополнения запасов пресной воды».
Решение проработать вопрос о создании базы спасателей в Баренцбурге правительственная комиссия приняла еще в 2013 году. Но внешнеполитическая ситуация изменилась. Любая активность россиян теперь воспринимается вдвойне настороженно. К примеру, задержка нашего судна на сутки в Баренцбурге стала причиной приезда на борт гостей.
Старший полицейский отдела полиции губернатора Свальбарда Уле Якоб Мальмо: «Мы приехали сюда для того, чтобы прояснить причины, почему это судно находится дольше того срока, чем было дано в разрешении».
Для создания базы потребуются усилия не только Росрыболовства, но и МИДа. Возвращение в Мурманск «с грузом на хвосте» заняло 10 суток. Столько времени, в случае реального ЧП, у архипелага может не быть.