Шторм и глубина - не помеха. Обновлённый батискаф «АС-34» вызволит терпящих бедствие подводников
Спасатели Северного флота провели в Баренцевом море ходовые испытания уникальной техники. После инновационной модернизации в строй вернулся автоматический глубоководный аппарат «АС-34», предназначенный для эвакуации терпящих бедствие подводников. При необходимости эта мини-подлодка может спасти два десятка человек на глубине до тысячи метров.
Мотовский залив Баренцева моря. Спасательное судно Северного флота «Михаил Рудницкий» впервые после модернизации спускает на воду обновленный батискаф. Задача - проверить машину в реальных условиях. В районе двухбалльный шторм, но это - не помеха.
Автоматический глубоководный аппарат «АС34» - это, по сути, небольшая подводная лодка, способная выполнять аварийные работы на глубине до 1 километра. В носовой части располагаются 4 члена экипажа. А этот отсек, по тактико-техническим характеристикам, предназначен для 20 спасенных подводников.
Командует небольшим экипажем Роман Евменов. Рассказывает, в море влюбился еще в детстве. Да и не могло быть иначе в семье подводника. Отец Николай Евменов тогда служил на Дальнем Востоке. Там же впервые ушел в «автономку» и Роман. В Североморск обоих перевели одновременно. Старшего назначили командующим Северным флотом, младшему доверили спасательный батискаф.
Командир автономного глубоководного аппарата «АС34», капитан-лейтенант Роман Евменов: «Здесь все новое, есть даже автомат курса - мы идем, аппарат не отклоняется, удерживается на данной траектории».
По сути, от старого батискафа остался только титановый корпус и двигатели. Теперь он укомплектован новейшими средствами навигации и жизнеобеспечения. Аккумуляторы позволяют находиться под водой до 12 часов. Испытания продолжатся в апреле. Экипаж отработает стыковку с подводной лодкой. В июне аппарат проверят на прочность в Норвежском море. Он совершит погружение на максимально допустимую глубину в тысячу метров. Модернизация позволила продлить срок службы батискафа до 2032 года.
Старший инженер-прораб ЗАО «Канонерский Судоремонтный Завод», г. Санкт-Петербург Александр Шилов: «Здесь абсолютно новая система спасения подводников - мы можем поднимать с условно затонувшей лодки и при повышенной задымленности, и с повышенным давлением. Второй отсек используется как барокамера».
Параллельно с испытанием обновленного батискафа, на СФ проходят тренировки экипажа и других спасательных глубоководных аппаратов. Поставлена задача найти в заданном квадрате подводную лодку, потопленную еще во время Великой Отечественной войны. Люди и техника не подвели. К цели батискаф «АС36» вышел спустя час. Этому аппарату, кстати, тоже предстоит обновление. На ремонт его отправят уже в этом году.