Ранняя весна Колымы заставляет торопиться с завозом
На Колыме экстренно завозят продукты оленеводам из самого удаленного Северо-Эвенского района. Зимник идёт по болотам и топям и через 2 недели его закроют.
Рация – единственное средство связи, по которому Ольга Березина общается со всеми семнадцатью оленеводческими бригадами Северо-Эвенского района. Ольга с мужем Владимиром живут в сторожке посреди тайги в 300 километрах от ближайшего населенного пункта. Отсюда они передают сообщения о происшествиях в тундре властям. Здесь же держат склад с продуктами для оленеводов. Все, что здесь есть, говорит Владимир, доставили из Магадана по единственной ведущей сюда зимней дороге. Сейчас здесь несколько тонн продукции, но скоро привезут еще. Летом все грузы сюда можно будет доставить только на вертолете, а это на порядок дороже. "Зимник удобно, конечно. Машины проходят до Эвенска, и продукты завозить можно", — говорит кладовщик оленеводческого совхоза "Ирбычан" Владимир Березин.
Одновременно по зимнику везут продукты из Магадана в поселки Гижига и Эвенск. Они расположены рядом с Охотским морем, и летом грузы сюда будут завозить плашкоуты. А пока эта дорога – единственная, по которой можно добраться до самых отделенных населенных пунктов Колымы.
Трасса будет работать еще пару недель. Затем дорогу официально закроют. Она уже начинает подтаивать. Дело в том, что дорога лежит прямо на болотах. Поэтому в плюсовые температуры она быстро превращается в бездорожье. За оставшееся время в поселки Северо-Эвенского района постараются завезти как можно больше грузов. Морская навигация откроется только во второй половине мая. "То, что у нас заказано до навигации, да, все поступает. Если чего-то не хватит, заменим другим наименованием того же товара: недостанет пива "Балтики" – заменим, например, на "Кулер", — рассказывает директор торгового предприятия в поселке Эвенск Светлана Брысина.
Зимник Омсукчан – Кубака – сопка Кварцевая – Эвенск – это почти пятьсот километров дороги, которая существует только в холодное время года. Ее прокладывают в декабре, с наступлением крепких морозов, и затем постоянно поддерживают, борясь с наледями и сугробами. "Иногда надо зачищать снег, иногда – сваливать его на дорогу, накатывать. Поддерживать, чтоб дорога была блестящая", — рассказывает дорожник Алексей Вахлицкий.
Все работы на этой трассе выполняют по заказу золотодобытчиков. Для них она также жизненно необходима. По этой дороге везут золотоносную руду с сопки Кварцевой на фабрику на Кубаке – это больше двухсот километров. Пока зимник работает, нужно успеть вывезти как можно больше. "Было вывезено 500 тысяч тонн при бюджетном плане 428 тысяч тонн. Пока еще перевозка продолжается. Руда еще везется. Цифра будет еще больше", — обещает замначальника строительного участка ГОК "Кварцевый" Евгений Смолянинов.
В этом году весна на Колыму пришла довольно рано, но зимник стараются пока поддерживать. Вскоре движение здесь ограничат ночным временем, когда трассу "прихватывают" морозы. А после дорогу официально закроют до следующей зимы.