Прощай родимый чум. Детей ямальских кочевников собирают в школу по всей тундре
Городские кварталы исчезли за горизонтом и в иллюминаторе вертолета настоящие калейдоскоп природных явлений. Туман и низкие облака, сквозь которые прорываются солнечные лучи. Тут же радуга в проливном дожде. В такой круговерти пилотам нужно разглядеть крошечную стоянку пастухов.
«От 100 до 140 километров на Север. А искать сейчас не сложно, раньше было сложнее, сейчас есть хорошая навигация»,- говорит командир экипажа вертолета Александр Баргузаев.
Оленеводы знают заранее, что к ним прилетит вертолет. Поэтому все школьники уже наготове и с чемоданами. Но короткое прощание без слез не обходится.
Все дети в сборе, а бригада успевает получить дополнительный запас продуктов. Впереди у них еще 2 месяца каслания, а до города сотня километров.
Денег, выделенных на оплату школьных рейсов, хватит на еще один полет. Затем в тундру на вертолете отправятся воспитатели санаторного интерната, их задача - собрать детей оленеводов-частников.
А это уже Ненецкий округ. Грустные лица ребят выдают их настроение. Начало учебного года для них всегда означает расставание с родителями и домом. Школьники с острова Колгуев будут учиться в Нарьян-Маре, у них в поселке есть только начальная школа. Ежегодно нарьян-марский авиаотряд доставляет детей специальными рейсами. В поездке их сопровождает социальный педагог. А еще в поселке с родителями провели собрание. Мамам и папам рассказали все тонкости жизни их детей в интернате.
«В этом году мы рассказали о том, что вводится школьная форма. Родителям была выдана памятка, как собрать детей в школу, что нового будет у их детей, как расселяются дети, также расскажем о педагогическом составе»,- рассказала социальный педагог Ненецкой школы-интерната Елена Сметанина.
Руфа будет учиться в 5 классе. Девочка знакомится со школой. В комнате у каждого ребенка свой мебельный уголок. Ну а домашний уют создают игрушки и любимые книги. Хотя дома это все, конечно, не заменяет.
«У меня дома остались мама, папа, сестра и брат, я очень по ним скучаю и хочу поскорее домой»,- делится Руфа Апицина.
Первое время детям сложно адаптироваться к новой жизни. Особенно тем, кто приехал с острова Колгуев. Их реже навещают родители - в месяц на остров летает всего два рейса. Поэтому в школе с ребятами постоянно работают психологи.
Директор Ненецкой школы-интерната Людмила Пашкина рассказывает об особенностях работы с такими детьми: «У нас в школе работает социальная служба - это педагоги и психологи. С каждым ребенком проводится беседа, заполняется карта ребенка, где указаны родственные связи, особенности ребенка».
На Ямале кампания по сбору детей коренного населения близится к завершению. Почти 4 тысячи ребят уже приехали в интернаты.
Ямбура, Товопогол, Корноказымск и Чапаевск, в сегодняшнем маршруте всего 4 населенных пункта, поэтому уже к вечеру все дети из этих поселков будут в интернате. Школьников, которые все лето кочевали вместе с родителями по тундре, сейчас собирает вертолет. На Ямале организованная акция по сбору детей к школе началась еще в 20-х числах августа, а к 10 сентября все дети должны сидеть за партами.
Казалось бы, пятиминутное дело - погрузить детей с берега на катер. Тем более всех родителей в поселках предупредили еще накануне. Но уже на месте оказывается, что кто-то не собран, а кто-то вообще не проснулся. Единицы подходят к делу со всей серьезностью.
Без пяти минут школьник Леонид демонстрирует содержимое своего нового ранца: вместо тетрадок и цветных карандашей там сухарики в дорогу и немного одежды. Все школьные принадлежности и форма ждут ребят в интернате. Мальчик всерьез намерен стать летчиком и даже уже научился читать.
Почти все дети из числа коренных малочисленных народов, отправляясь в школу, знают русский язык. И это считается прогрессом. В еще недавнем прошлом знание русского было редкостью.
По словам воспитателя интерната семейного типа поселка Аксарка Анны: «Очень тяжело, когда дети приезжают и не могут говорить на русском языке, они ничего не понимают, а их при этом надо научить читать и писать, научить русскому языку».
Между тем, собрать всех детей сегодня так и не удалось. К одному из поселков катер просто не смог причалить. А родители не удосужились даже выйти из домов. Впрочем, пряча своих чад, мамы и папы делают хуже только им самим. Ребятам придется самостоятельно догонять сверстников по пропущенным урокам. Начало сентября для тундры - урок не новый. Но каждый раз все начинается сначала.