usd
58.71
eur
69.4
НЕФТЬ
65.38
+2.8%
Вести Ямал
17 июня 2017 | Марина Ковалёва

Порт, аэропорт, завод. Сабетта – как центр арктического притяжения

×

×

Еще одно значимое событие этой недели – выездное заседание Госкомиссии по вопросам развития Арктики, которое прошло в Сабетте под председательством Дмитрия Рогозина. На нем говорили, в том числе, о перспективах создания ямальской опорной зоны. В прошлом году 72 процента инвестиций в российской Арктике было сделано в ямальские проекты. Их общая сумма – больше триллиона рублей.

Ямал встречает госкомиссию обильным снегом. Несколько минут назад светило солнце. Привычная в этих широтах июньская погода. Сабетта не зря выбрана площадкой для стратегических арктических решений. В рекордные сроки уже стала российским центром по производству сжиженного газа. «Мы инвестрешение приняли в конце 2013 года, и приняли план и бюджет. И вот идем и в рамках бюджета, и согласно плану. В первую очередь, мы должны запускать проект в конце этого года и на полную мощность проект выйдет в 2017 году», - сказал Леонид Михельсон, председатель правления ПАО «НОВАТЭК».

Завод даст стране 16,5 миллионов тонн сжиженного газа в год. Он, как конструктор, собирается из модулей. Население поселка возросло с 9 человек до 31 тысячи. Появился международный аэропорт и один из крупнейших морских портов в российской Арктике.

В ближайшее десятилетие морской порт Сабетта станет крупнейшим грузовым хабом в Арктике. А ямальские проекты наполнят Северный морской путь - только за счет строительства завода Ямал-СПГ за последние 5 лет грузопоток уже увеличился вдвое.

Грузопоток по Севморпути можно довести до 70 миллионов тонн в год – и это только за счет Ямала - двух заводов СПГ (второй будет строиться на Гыдане) - и транспортировке нефти с ближайших месторождений. А строительство железной дороги до Сабетты даст возможность многим предприятиям Урала выйти на новые рынки.  «Северный морской путь, который должен работать не день ото дня, а всегда круглогодично и всесезонно, и не только по маршруту от Сабетты на Запад. Это самый простой с точки зрения ледовой проводки проход, но и сложный проход на Восток, где у нас основные потребители СПГ - Юго-Восточная Азия. Все это надо увидеть в системе, в комплексе, рассчитать по этапам, рассчитать деньги, не допускать дублирования каких-то функций, и вот тогда это будет государственное отношение к себе, к стране и, конечно, к уникальным запасам Арктики», - говорит Дмитрий Рогозин, заместитель председателя Правительства РФ, председатель Госкомиссии по вопросам развития Арктики.

А сжиженный газ Ямала можно не только экспортировать, но и широко использовать внутри страны. Вице-премьер предложил сделать его основным топливом для судов и в машиностроении. Все нужно увязать в единый механизм: производство, навигацию, транспорт – наземный и морской, безопасность, социальные гарантии людям, науку и даже связь. Мобильные операторы в Сабетту зашли, но вот с интернетом все сложно. «Один из вопросов, который мы рассматриваем - это перспективное создание специальной группировки спутников, которые будут работать на так называемых высоких эллиптических орбитах и обеспечивать надежную связь здесь на севере России. Это важно для таких масштабных инфраструктурных проектов - потребует запуска трех отдельных спутников. Считаем, что это перспективное направление, и Российская Федерация обязательно должна его реализовать. Наше министерство выступает за реализацию этого проекта», - рассказывает Николай Никифоров, Министр связи и массовых коммуникаций РФ.

В Арктику нужно заходить по-умному и не на время, а навсегда. Нужно увязать интересы энергетиков, транспортников и промышленников, резюмируют на совещании президиума Госсовета. Концепцию госпрограммы по развитию опорных зон в Арктике представят Президенту. Всего их будет 8. Ямал среди них. Вероятно, займет ключевую позицию. 

    выбор редакции
    15 декабря 2017
    вести ямал
    события недели
    вести арктики
    новости культуры
    первоисточник
    новости партнеров

    все новости









    мы в социальных сетях