Половина маршрута пройдена. «Ямал» продолжает спасательную операцию
Уровень сплоченности льда — девять из десяти. Это значит, что на пути следования «Ямала» воды почти нет. С помощью обычной рейки, прикрепленной к бортам атомохода, считывают физические характеристики льда: толщина, длина, возраст. Каждые 20 минут на капитанском мостике океанологи заносят наблюдения в журнал.
«Возраст льда оценивают по толщине и по внешним признакам. Здесь у нас пока так называемый однолетний лед, толстый». — поясняет океанолог Роман Гузенко.
На шестой день пройдена почти половина маршрута, впереди еще полторы тысячи километров. Как минимум пять дней «Ямал» Росатомфлота будет идти к ждущим эвакуации полярникам. Льдина, на которой находится станция, раскололась на шесть частей. На СП-40 обрушился еще и циклон. Сутки шла метель, видимость нулевая. Сейчас угроза миновала.
По ходу корректируется и курс. Атомоход «Ямал» сейчас использует 90 процентов своей мощности и идет со средней скоростью в 10–13 узлов в час.
«При следовании мы выбираем разрывы, разломы, разводья, „ездим“ по „съемчикам“ — это полянки такие». — рассказывает второй старший помощник капитана атомного ледокола «Ямал» Александр Земляков.
Тем временем прохождение толстых двухметровых льдов вносит коррективы в жизнь команды «Ямала». Единственным напоминаем, что атомоход находится все-таки во льдах, а не в море, является специфический лязг и скрежет расколотых о его борт льдин. И сильное покачивание, даже потряхивание при ходьбе здесь всегда рекомендуется находить третью точку опоры.
Однако, экипаж уже давно привык работать в таких условиях. Под причудливый аккомпанемент из кастрюль и поварешек повар Любовь Фещенко и ее коллеги ежедневно готовят для 150 человек. На одно жаркое по-домашнему уходит 40 килограммов картошки и мяса.
Есть на борту «Ямала» и солидная библиотека. Здесь и почитаемые, но уже давно не читаемые классики Маркс с Энгельсом, и популярные ныне авторы иронических детективов. В месте, где Интернет очень дорог и не может похвастаться скоростью, а спутник уже не принимает телевизионный сигнал, даже молодежь, которая проходит здесь практику, читает не электронные, а бумажные книги.
«Ямал» полным ходом идет на помощь нашим полярникам, нарушая покой только бесспорных хозяев Арктики — белых медведей. Заслышав звук приближающегося атомохода, они пускаются наутек, не давая разглядеть себя получше в объектив видеокамеры.