Первая в мире плавучая атомная электростанция появится в России
Российские технологии в Арктике сегодня опережают зарубежных конкурентов по всем статьям. Самый мощный ледокольный флот планеты, построенный в нашей стране, уже позволяет круглый год перевозить грузы по Северному морскому пути. А учёные института химии нефти Российской Академии наук разработали не имеющую аналогов технологию добычи трудноизвлекаемых запасов чёрного золота в заполярных широтах. Причём, - совершенно безопасную для экологии. И ещё одна поразительная новость пришла на днях с Чукотки. Навигация там продолжается по сей день, несмотря ни на какие морозы. Поэтому и первая плавучая атомная электростанция планеты строится в Певеке, как говорится, не по дням, а по часам.
Заполярный Певек. Начало января. День не успевает начаться, как уже смеркается. Но этот день уже вошёл в историю территории. Два теплохода и ледоколы должны были рекордно поздно закрыть навигацию 2016 года. Вместо этого они рекордно рано открыли сезон года наступившего.
Житель Певека Виктор Холодов рассказывает: «Такого не было, конечно, чтобы в это время пришли корабли. Нет. Обычно навигация заканчивалась где-то в конце ноября».
Первых гостей 2017 года Певек встречает необычайно тепло. В самом северном городе страны в рождество плюсовая температура. Разумеется, с сильным ветром. Поэтому подводить суда приходится на следующий день после прибытия. Расчищая им путь при помощи портовых кранов.
«Два ледокола могли возле Медвежьих островов, в Восточно-Сибирском море, провести одно судно. Было сильное сжатие, толстый лёд, и приходилось одному ледоколу брать судно на буксир и следовать за вторым, более мощным ледоколом», - говорит капитан теплохода «Иоганн Махмасталь» Василий Артёменко.
Теперь вчерашним пленникам ледовых просторов дышится свободнее. Дело сделано. Груз на месте. Всё это ради объекта, контуры которого пока теряются в темноте. Уже меньше чем через три года здесь появится первая плавучая атомная теплоэлектростанция. В Певеке строители сооружают береговую инфраструктуру. И с поступлением новых материалов работы можно будет вести без перерыва.
«Практически с колёс всё пойдёт в дело. Эти материалы уже необходимы будут для соединительного участка, который у нас идёт вперёд. Последовательность: после подходной дамбы у нас идёт соединительный участок, на который нужны будут материалы, металлоконструкции для погружения свайного основания», - сказал Максим Екимов, руководитель штаба строительства ООО «Трест Запсибгидрострой».
Так называемые инертные грузы - сыпучие материалы, предназначенные для изготовления бетона, - будут использоваться уже весной. Доставка этих таких простых, казалось бы, но необходимых в строительстве вещей в центральных регионах страны не составляет проблемы. Но на Крайнем Севере, лишённом железных дорог, огромные объёмы могут перемещаться только судами. И следующая возможность получить металлоконструкции или цемент с песком у строителей в Певеке будет не раньше лета, когда теплоходы начнут курсировать по восточным ледовитым морям.
«Безусловно, такие операции сопряжены с трудом очень многих людей и безусловно они имеют свой смысл. Мы понимаем, что это единственная в мире плавучая атомная электростанция, которая должна появиться в Певеке, и Российская Федерация, безусловно, должна закрепить за собой первенство», - считает Николай Леванов, глава администрации городского округа Певек.
Возможность использования Севморпути во всей его протяжённости уже много лет активно обсуждается, в том числе и на самом высоком уровне, но никогда в новейшей истории нашей страны эта возможность не была реализована в такой полноте, как в эти последние недели.