От отца к сыну. Как хантыйские рыбаки продолжают дела предков
На Севере жить – с природой дружить. Иначе не приживешься. А в ответ Арктика и накормит, и напоит, и детей поможет вырастить. Так и живут до сих пор сотни коренных северян на Ямале. И никуда из своих деревушек, разбросанных по самым потаенным уголкам заполярных просторов, уезжать не собираются. Наверное, всё-таки родина не может быть большой или маленькой. Для каждого она одна – тот край, где выросли твои родители, где вырос ты сам и твои дети. И пусть жизнь в таких малочисленных рыбацких станах – не сахар, пусть нет здесь высокоскоростного Интернета и других благ цивилизации, - старожилы отнюдь не мечтают променять привычную вольную жизнь на соблазны больших городов.
На краю земли, с минимальными благами цивилизации, эти люди живут на самом берегу реки в рыбацкой деревне, которая называется Вандиязы.
Всего в Шурышкарском районе 8 таких рыбацких деревень. Это Войкары, Унцель-горт, Фонарный, Кельчиязы, Панзи, Хашпугор, Шиянпугор, Вандиязы. Необычные названия деревень, только на первый взгляд. Все они символичны, и чаще всего связаны с фамилиями своих отцов-основателей. В каждой деревне сезонно живут рыбаки. Их кормит река, изо дня в день рыбаки выходят на промысел.
Семья Кондыгиных живет в этой деревушке уже несколько десятилетий. В далеких шестидесятых здесь обосновались родители Василия Макаровича. Отец рыбачил, а он ему помогал. Позже и сам раскинул сети. Сейчас уже на пенсии, но уезжать из деревни, где жили его предки – даже не думает. «Родители переехали сюда с 60-х годов. Отец на войну ходил. Они здесь рыбачили? Да рыбачили. Отец всю жизнь звеньевым был, потом я всю жизнь здесь звеньевым работал. Дети здесь все рыбачат, помогаю. А что еще мне делать. В поселке валяться, телевизор смотреть что ли?», - говорит Василий Кондыгин.
Это только на первый взгляд кажется, что в деревне нет ничего кроме домов и здесь давно поселилась скука, но это обманчивое впечатление заезжих людей. Приветливая хозяйка семейства Кондыгиных, мать пятерых детей, рассказывает, что проблем с досугом у неё никогда не было. Пока мужчины занимаются промыслом, она хлопочет по хозяйству. С утра до зори всех дел не переделать, в сутках иногда часов не хватает, лениться просто некогда. И так всю жизнь. «Встанешь утром. Кушать приготовишь для своих мужиков. Потом шитье, по хозяйству что-нибудь делаешь. Я все сама шью. Мне легче в своем национальном ходить, чем в русском. В русском все жмет», - делится Зинаида Кондыгина.
В деревушке Вандиязы всего пять домов. Возле каждого стоит дровяной чум. Так местные жители сушат дрова. Это древняя традиция народов ханты, говорит Зинаида.
«Это древнее поверье. Если у кого нет дровяного чума, значит лентяй человек. А так, чтобы был всегда чум деревянный, дровяной», - поясняют местные жители.
Круглый год в рыбацкой деревне живут только старейшие жители. Остальные приезжают сюда к началу весны и остаются до поздней осени, пока вода не уйдет вместе с рыбой. Места здесь все еще богаты речными обитателями, рассказывает бывалый рыбак Макар. «Сейчас мы будем готовить лодку к путине, смолить ее будем, чтобы не протекала. Сеточки перебираем, готовим к путине. Места здесь рыбные. Вот Рынги, в рынгах рыбачим и на горной стороне на Пыжьяна», - рассказывает рыбак Макар Кондыгин.
Совсем скоро бударка Макара будет готова к выходу на воду. Так же, как и остальные мужчины живущие в рыбацкой деревне, он выйдет за своей рыбацкой удачей.
В большинстве рыбацких деревень Шурышкарского района уже началась активная подготовка к рыбалке. Но не везде. Еще одна речная деревня Хашпугор оживет только к осени. Как только вода из протоки уйдет, рыбаки заселят эту деревню и продолжат традиционный промысел, который продлится уже до конца путины.