usd
66.24
eur
75.71
НЕФТЬ
61.92
+3.88%
Вести Ямал
29 сентября 2018 | Елена Сафонова

Одни охраняют оленьи стада, другие обеспечивают благополучие: боги, духи и обряды народа ханты

×

×

Духи живут везде, где поселился или охотится человек – верят ханты. Основная обязанность местных или родовых духов – помощь в добыче пропитания, охранять семью от напастей и бед. При этом у духов есть «специализация», то есть одни дают главным образом дичь, другие охраняют оленьи стада. Они обеспечивают также счастье и благополучие. А есть еще семейные духи-покровители к помощи которым современные ханты обращаются до сих пор. Корреспондент vesti-yamal.ru Елена Сафонова знает все тонкости из жизни духов.

В каждой ленточке чье-то уже сбывшееся желание, а может еще и нет. Цвет и размер ситца ничего не значат. Все здесь решает береза – обряд поклонения священному дереву завершает скромная трапеза. Ханты одушевляют березу, поскольку верят, корнями она общается с богами подземного мира, кроной упирается в верхний, а листва досталась людям и духам срединного мира.

«Ну, я так думаю, что Нум турум нас услышит, увидит. Подарки духам сделала, подношения поставила, угостила духов. Я думаю, что все будет хорошо», - поделилась Алла Конева, жительница с. Мужи.

Это обрядовое место появилось здесь вместе с музеем. Но это не просто один из экспозиционных комплексов парка Живун. Поклониться местным березам приезжают ханты из близлежащих деревень.

Алла Конева верит в силу этого места и чтит своих богов. Сама она некрещенная, хотя дома в Мужах стоят иконы, образа всегда были и в родительском чуме.

«Я из дома привезла его сюда своего духа. Мы с бабушкой обряд будем делать. Для нас: для моей, нашей семьи. В Мужах в квартире это делать не получается, это делать надо на природе», - рассказала Алла Конева.

Своего хранителя по имени Кур Ильпи Ики, так называют духа подземного мира, он же старик подножный, женщина наотрез отказалась показывать, как и снимать сам обряд. Для ханты, это действительно, очень закрытая тема, - поясняет этнограф. Но увидеть и подержать в руках прообраз божества все – таки можно, в фондах музея. По традиции такого личного духа дочь получает от матери перед замужеством вместе с приданым, сыну хранителя - готовит отец.

«Когда к духу обращаются, ему в качестве жертвоприношения шьют новый халат, чтобы он исполнил просьбу того, кто к нему обращается. Они надеваются друг на друга, то есть поверх предыдущего надевается новый», - уточнила Анна Арефьева, этнограф.

С Кур Ильпи Ики связаны смерть, болезни, неприятности. Чтобы оградить семью от этих напастей, ханты шили ему темные халаты, приносили в жертву оленей черной масти, угощали едой – все это закапывая в землю. Надежде Талигиной личного покровителя от родителей не досталось. Советская власть не приветствовала идолопоклонничество, как и любую другую веру. Но жизнь заставила обратиться к помощи духов своего народа, чтобы отвадить от своего дома бесконечных незваных гостей.

«Я попросила свекровь дать то, что охраняет ее дом. Она говорит, конечно, возьми халатик. Сшей на него следующий и потом следующий, он так у тебя оденется. Возьми булыжник и положи возле порога своего дома. Возьми тот черный халат, тот, что она дала. Я ему еще приготовила другой халат, накрыла стол. Я угощаю своего новоявленного хранителя моего порога», - сообщила Надежда Талигина, кандидат исторических наук.

Вера в духов пронизывает всю религиозную систему обских угров. Неприхотливые в быту ханты имели развитые формы духовной практики, которые и по сей день до конца не исследованы и не описаны. Хотя бы потому что просто утрачены. Не всегда важно, каким словом или именем нарекаются боги, духи, хранители,обереги - каждому человеку помогает то, во что он верит...

    выбор редакции
    вести ямал
    события недели
    вести арктики
    новости культуры
    первоисточник
    новости партнеров

    все новости

    лента новостей
    Наши проекты
    Раскадровка Игоря Корнелюка

    Помня Игоря...

    Первоисточник 2.0

    Радио России. Ямал









    мы в социальных сетях