Краткий экскурс по богатствам Арктики: современные технологии в действии

Наши коллеги по ГТРК из Красноярска решили обратить свой ТВ-взгляд на весь Крайний Север. Провести, так сказать экскурс по богатствам Арктики и даже помечтали о будущем.

Дошли до того, что размечтавшись, предсказали, что в 2034 году в России будет запущена первая в мире плавучая термоядерная электростанция.

Кладовая полезных ископаемых в Арктике ещё ждёт своей очереди. Сейчас началась разработка нефтяного шельфа Ямала, в скором времени буровые платформы встанут и на побережьях Красноярского края. Но другие места Арктики, где сейчас зимуют только пограничники и полярники, тоже представляют немалый интерес с точки зрения добычи полезных ископаемых. "Очень интересны россыпи золота на острове Большевик, это архипелаг Северная Земля, где россыпи освобождаются буквально из-под тающих ледников, которые отступают в связи с глобальным потеплением. Но освоение этих северных богатств сдерживается как отсутствием транспорта, так и нормальным обеспечением электроэнергией", - сказал кандидат геолого-минералогических наук Павел Самородский.

Но Арктика сегодня баснословно дорога. И дело тут даже не в расстояниях. На запад и восток от Красноярска до границ страны примерно такие же расстояния. Летом ещё можно доставить грузы по воде. Однако даже самый маленький теплоход не везде может подойти к берегу. Автозимники - тоже временная мера, в межсезонье они становятся бесполезными. Но красноярские учёные придумали контрмеру - специальные быстровозводимые дороги, которые укладываются из полимерных плит прямо на поверхность тундры. "Монтаж этих плит, получается шестиметровой ширины дорога, производится в течение суток, в зависимости от подвоза плит, порядка 2 км за сутки. Это очень быстро", - пояснил заведующий кафедрой автодорог и городских сооружений инженерно-строительного института СФУ Владимир Серватинский.

Тундра, болота и даже небольшие реки для этой поверхности просто не преграда. Пологий съезд, и плиты монтируются прямо на воде. Причём экология не страдает вообще. Ещё один проект - соединение Салехарда и Дудинки железной дорогой. Его уже пытались реализовать при Сталине, но реальным он становится только сейчас. На тысячи километров по Заполярью должна протянуться новая трасса. Другой вопрос - где жить людям, которые будут работать в высоких широтах? Красноярские архитекторы решили эту задачу. Они разработали серию легковозводимых зданий, которые можно целыми секциями строить на заводе и за считанные часы собирать на любом пригодном месте. "Намного дешевле, чем строительство тяжёлых зданий из железобетона, из металлоконструкций и т.д. Мы сводим нагрузки на фундамент к минимуму. Второе: те конструкции, которые мы предлагаем, легковозводимые, здесь речь идёт только о подборе наиболее эффективного теплоизолятора", - пояснил заместитель директора инженерно-строительного института СФУ Владимир Афанасьев.

По мнению специалистов, уже в ближайшее время такие мобильные дороги и посёлки позволят буквально опутать Арктику целой сетью. Она перестанет быть безлюдной.

Геологи заявляют, что пока в арктической зоне добывается не более 1% от всех разведанных запасов полезных ископаемых. Особый интерес представляет так называемый "титановый пояс", который протянулся вдоль всего побережья Северного Таймыра. Есть миллионы тонн редкоземельных металлов, добыча которых позволит России быть полностью независимой в производстве сложной электроники.

И может быть, через 20 лет мы услышим такую новость: "Сегодня, 6 ноября 2034 года на Северной земле запущена в эксплуатацию первая в России плавучая термоядерная электростанция. Энергоблок построен на мурманском заводе "Севмаш", а реактор, разработанный в Железногорске, позволит полностью решить проблему обеспечения электроэнергией самых северных в мире золотых приисков и месторождений Таймыра".

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика