usd
80.49
-3.63%
Вести Ямал
11 сентября 2018 |

«Кратер — новое явление природы». Ученые выяснили причину появления ямальских воронок

Сотрудники геологического факультета МГУ исследовали арктический кратер на полуострове Ямал и выяснили причину его образования, сообщает «Рамблер». Специалисты открыли новое явление, ранее известное только на ледяных планетах и планетоидах. Результаты работы были опубликованы в престижном научном журнале Scientific Reports.

«Для нашего коллектива объяснить новое природное явление оказалось серьезным вызовом. Применение разных методов привело к одному выводу: Ямальский кратер — новое явление природы, которое мы решили назвать криовулканизмом по аналогии с термином, принятым в планетологии. Это означает, что Арктика изучена еще недостаточно и, возможно, готовит еще сюрпризы», - рассказал Андрей Бычков, профессор кафедры геохимии МГУ Андрей Бычков.

На основе полученных данных исследователи решили, что воронка образовалась в результате накопления газа в талике — непромерзающем слоем земли в области вечной мерзлоты. Химический и изотопный анализы газа показали, что образовался он биогенным путём, то есть в результате жизнедеятельности микроорганизмов.

Образованию воронок обычно предшествует появление бугров высотой от двух до пяти метров. Внутри бугра под слоем вечной мерзлоты зажат газ, который в результате гидростатического давления, возникающего из-за замерзания и оттаивания льда вечной мерзлоты, взрывается. После взрыва образуется кратер.

выбор редакции