Ямал – Китай транзит. Возможные варианты
Товары широкого потребления из Поднебесной давным-давно получили гражданство и соответствующую прописку в России. Одежда, обувь, детские игрушки и ещё много чего.
Но, можно ведь, уметь дружить и, дружбу делать товаром. Как это делают наши соседи по северу — Якуты, они называют китайцев своими братьями и гордятся соседством. Научные открытия, обмен товарами и транспортировка природных богатств — если всё в мире мерить взаимным уважением, то можно многого добиться.
ДМИТРИЙ ШЕСТЕРНЕВ — ПРОФЕССОР ИНСТИТУТА МЕРЗЛОТОВЕДЕНИЯ ИМ. П. И. МЕЛЬНИКОВА СО РАН (Г. ЯКУТСК)
«Контакты у нас были, есть и будут, только они приобретают несколько иной оттенок если раньше это было близко к политическому, то сейчас это практическое и экономическое взаимодействие. Мы уже не делаем бесплатно услуг друг другу, все строится на принципах цены вопроса».
Цена вопроса интересует и Ямал. Упустить такого партнёра было бы неправильно. Экономически выгодное сотрудничество с развитием северного морского пути- уже экономическая реальность. Сейчас главным козырем нашего региона становится будущий порт Сабетта- парадный вход в арктическую акваторию. А что если параллельно задуматься и о запасном выходе? Альтернативный путь, который бы работал круглый год, это- транспортный сухопутный коридор с выходом на страны юго-восточной Азии. Всего-то и надо соединить дорожным покрытием наш округ с югом области. А там и до Китая недалеко.
ЮРИЙ МОРОЗОВ — ЧЛЕН РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (Г. САЛЕХАРД)
«Если вот эту сухопутную магистраль, которая идёт на Ямал, автомобильную дорогу чуть продлить от Тюмени далее, то я думаю, что и Тюмень будет заинтересована, то мы получим выход на трансконтинентальную магистраль Западный Китай — Западная Европа и пожалуйста, отправляйте грузы в обе стороны. А в этом транспортном коридоре там же можно положить все буквально, ЖД дорогу в дополнение к автодороге, энергетические линии. И тут будут города строиться, посёлки, это будет жизнь, территория будет оживать, без этого у нас так и будет очаговый характер освоения севера».
Юрий Морозов, ямальский журналист с большим северным стажем, а теперь и член Русского географического общества — приводит в пример все тот же Китай. У него для этого есть доводы и уже созрели выводы. Сегодня около 90 процентов товарооборота «поднебесная» осуществляет по морю. Но, в тоже время, ведет активное строительство автомобильной трассы.
Несколько лет назад континентальные страны, в том числе Китай, предложили создать единый сухопутный транспортный коридор «Европа — Азия». В окончательном виде идея стала известна как коридор «Европа — Западный Китай». Согласно официальным документам длина трассы составит 8400 км, она соединит Санкт-Петербург, Москву, Нижний Новгород, Казань, Оренбург, Актобе, Кызылорду, Алма-Ату, Хоргос, Урумчи, Ланьчжоу, Чжэнчжоу и Ляньюнган. По территории России пройдёт около 2200 км дороги, Казахстана — 2800 км, Китая — 3400 км.
Китай и Казахстан уже завершили строительство, осталось слово за Россией, а там до Европы рукой подать. По этой дороге, — могут хлынуть китайские товары прямо на прилавки европейцев. Чем больше, тем лучше — для Китая и китайцев, разумеется. Для Ямала строительство любого транспортного коридора, который бы связал наш регион с крупными магистралями, желанное преимущество. Дело за экономическими расчётами. Коэффициент полезности здесь сыграет решающую роль.
ВЛАДИМИР ПРОКОПЕНКО — ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ГУП ЯНАО «ЯМАЛАВТОДОР»
«Нужно смотреть не только с поставки тех же нефтепродуктов как сырья в европейскую часть в Китай или дальше в Европу. Также эта возможная дорога будет работать в обратном направлении также поставки тех же продуктов, материалов и элементарно проезда людей в европейскую часть».
Независимые эксперты, в свою очередь, уверяют, что ни одна дорога не заменит арктическую водную магистраль.
СЕРГЕЙ АЛИПОВ — ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КОМПАНИИ ПО РАЗРАБОТКЕ НАУКОЁМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (Г. МОСКВА)
«Это хорошо бензовозами возить откуда-нибудь из резервуаров с базы нефтебазы на бензозаправки, а когда мы с вами говорим о транспортировки углеводородов в объёмах государственных, тут морскому пути единственный конкурент это трубопроводный транспорт. Никакие автомобили, никакие автопоезда в таких объёмах, конечно, не смогут перевезти это, во-первых, а во-вторых, это безумные деньги. Морской транспорт по определению самый дешёвый для перевозок большого объема».
Амбициозные ямальские проекты сегодня напрямую зависят от развитой транспортной инфраструктуры — северный морской путь — самый экономически выгодный для страны. В перспективе — автомобильная трасса вдоль Уральских гор — это вполне реальная мечта для каждого жителя углеводородного Ямала. Желающих освоить эту землю так много, что каждый раз с иноземцами приходится дружить по-новому. Стран-партнеров все больше. Нужно уметь договариваться на берегу — мы вам энергию планеты, вы нам — все что умеете. На Крайнем Севере — живут крайне сильные люди. И эти сильные люди строят северный морской путь — построим воду, проложим и шоссе.