Ямал позиций не сдает – кризис не заморозил стратегические проекты округа

При непростых экономических обстоятельствах Ямал позиций не сдает – кризис не заморозил стратегические проекты округа. Так, в этом году новопортовская нефть премиального сорта впервые отправилась в Европу морем. А в поселке Сабетта уже монтируются первые модули промышленного гиганта «Ямал-СПГ». По мосту через реку Надым поехали автомобили – исполнилась мечта длиной в 4 десятилетия.

Февраль 2015 г. Революционное для промышленного Ямала событие. Географическое положение Новопортовского месторождения вдали от трубопроводов, считавшееся его недостатком, обернулось его гордостью. Раньше нефть вывозили зимниками и железной дорогой, теперь сырье уходит потребителю по Севморпути. Три года понадобилось «Газпром нефти», чтобы построить нефтеналивной терминал. В России всего 4 похожих сооружения и все они находятся в незамерзающих морях. В Обской Губе толщина льда зимой до 2.5 метров.

«Терминал, по сути, открывает путь, новый, экономически эффективный путь для транспортировки больших объемов ямальской нефти. В следующем году мы доставим более двух миллионов тонн европейским потребителям, а в 17 году более 4 миллионов тонн», - говорит Вадим Яковлев, первый заместитель генерального директора ОАО «Газпром нефть».

Терминал запустят в начале следующего года. Новопортовская нефть, кстати, на мировой рынок вышла под собственным именем «Novy Port». За рубежом известная как Siberian Light, она превосходит и российскую Urals и даже сорт Brent. Вывоз морем позволит не смешивать ее с другими сортами. Для того, чтобы переправлять по северным морям ямальские углеводороды – и нефть, и газ – «Росатом» обновляет ледокольный флот. Будет 3 корабля и первый сойдет с Балтийских верфей в 2017 году. Имя ему «Арктика». Он уже вошел в историю как самый большой ледокол в мире.

За «Арктикой» на воду спустят «Сибирь». А самым младшим станет «Урал» - его заложат только в следующем году. К 2017 году как раз запустят первую линию завода Ямал-СПГ. Сабетта в этом году не просто преобразилась – ее не узнать. А ведь когда-то здесь был лишь крохотный поселок и дикая тундра. Теперь на краешке земли работают больше 12 тысяч человек, есть международный аэропорт – первый в округе и действующий морской порт.

К концу этого года в Сабетте буквально выросли три из четырех гигантских резервуара. В них при температуре – 164 градуса будет храниться сжиженный газ. Но событие года для большой ямальской стройки случилось весной. Из Азии привезли первые модули завода – всего их будет 500. Собирается завод по принципу конструктора, а каждая «деталька» размером с девятиэтажку. В них уже встроены трубы и силовые кабели, и все, что нужно - соединить между собой провода. Такой способ уменьшает сроки строительства на полтора года. Еще не построенный завод СПГ входит в тройку мировых лидеров, а 96 процентов пока не добытого сжиженного газа уже продано. Но чтобы порт Сабетта заработал в полную силу – для выхода любой продукции, не только газа, на мировой рынок, по-прежнему нужна дорога – Северный Широтный ход.

С одной стороны уже существующую железную дорогу продолжат от Бованенково до Карского моря к порту Сабетта, с другой стороны Северный Широтный ход соединится со Свердловской железной дорогой. 700 километров дороги разбито на участки – от станции Обской до Салехарда (36,7 км), мост через Обь (2,44 км), линия от Салехарда до Надыма (354,6 км) и мост через Надым.

Под проливным сентябрьским дождем и под бурные овации сразу четыре губернатора и уральский полпред перерезают красную ленту. Это открытие моста через Надым – пока только автомобильной его части. Народ ликует – этого момента ждали ровно 43 года – со дня основания города.

Автомобильную дорогу Салехард-Надым придется ждать еще как минимум на два года дольше. К концу года стало известно, что сроки сдачи снова откладываются до 2020 г. Стройка не остановлена, но темпы уже не те. Все упирается в деньги – объемы финансирования уменьшились почти вдвое. Не начали строить и вторую часть надымского моста – железнодорожную. В ней просто нет необходимости, пока нет узкоколейки между Салехардом и Надымом и моста через Обь – в этом вся соль.

«Он очень дорогостоящий и в нем 61 миллиард – это федеральные целевые деньги Российской Федерации. Эти обязательства были взяты, в 2017 году должно начаться финансирование, пока ситуация непростая с бюджетом. В общем, на каком-то этапе нам скажут, будет готово или нет сегодня государство финансировать этот мост», - сказал Дмитрий Кобылкин, Губернатор ЯНАО.

Пока государство избегает конкретики. Даже Президент на большой ежегодной пресс-конференции не стал рисковать с цифрами, но заверил, что ямальские проекты не предадут забвению. Между тем, иностранные инвесторы по-прежнему готовы вкладывать свои капиталы. Вот например, шведская компания может инвестировать в Широтный ход 69 миллиардов рублей – и в мост в том числе. Но снова нужны гарантии федерального правительства.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика