То, что для одних романтика, для других – ориентиры. История авиации – как зеркало покорения Севера
Российские авиаторы также отметили на неделе свой профессиональный праздник. Гражданский воздушный флот появился еще в далеком 23 году прошлого века, но его востребованность осталась и в наши дни. Особенно остро она ощущается на Севере, где авиация и по сей день остается единственной связующей дорогой для жителей отдалённых поселков с «большой землей».
Белоснежная пустыня и полярное солнце – то, что для одних романтика, для других – ориентиры. Летчики к северным красотам уже привыкли. Удивляются пассажиры-новички, которых доставляют на вахту. Сегодня для севера Красноярского края, как и для многих других арктических регионов, авиация - чуть ли не единственный вид сообщения между отдаленными поселками.
Безопасность полетов – самая важная задача. Каждый квартал пилоты отрабатывают навыки на тренажере. В виртуальной реальности можно смоделировать любую погоду, время суток и ландшафт. А также пройти тест на стрессоустойчивость и разыграть нестандартные ситуации, чтобы не допустить чрезвычайных происшествий в настоящей жизни.
«Мы ведём визуальную ориентировку. Экипажу легче запоминать ориентиры на земле, когда летаем мы днём. Чтобы представлять саму картину захода и представлять, где находится аэродром, где находятся запасные площадки для вынужденной посадки», - пояснил Теймураз Бедошвили, командир авиаэскадрили авиакомпании «Норильскавиа».
Технику готовят к работе и на летном поле, и в ангаре. Всегда в полной «боевой готовности» машина для экстренных вылетов. В авиапарке норильской компании в основном вертолеты Ми-8 различных модификаций.
А вот ямалец Валерий Степанченко помнит их предшественника – Ми-6. Тогда еще молодому специалисту поручили осваивать вертолеты и почти сорок лет назад «винтокрылая пташка» салехардского авиаотряда взмыла в воздух. С тех пор эти машины помогали геологам в покорении Севера.
«Ми-8 по своим показателям менее грузоподъёмен, а Ми-26 он превышает, и он - дорогой. А вот Ми-6, на котором возили и балки, и трубы, и буровые, и коров возили, он как раз сегодня сделал бы много полезного», - считает Валерий Степанченко, экс-руководитель участка вертолетов Ми-6.
8 тонн на борту и 12 на подвеску. Эти мощные машины тогда были просто незаменимы. Авиаторы отмечают почти каждую круглую дату со дня первого полета МИ-6. Этим летом они вновь соберутся у памятника легендарной технике, чтобы вспомнить, как все начиналось. В те времена было нелегко и вертолетчикам, и их семьям, которые месяцами не видели своих родных.
«И в Харасавее месяцами сидели, и Сабетта и Тадибе-Яха, везде были, Газ-Сале, Ныда, дома, в общем-то, и не жили почти, постоянно в вертолете», - вспоминает Ренат Мамеев, старший инженер вертолетного цеха.
История «покорения Северов» тесно связана с воздушным флотом. Строительство городов и поселков, обустройство месторождений, доставка специалистов – все это без летчиков было бы невозможно. Сегодня авиация не потеряла своей значимости. Для северных регионов с большими территориями и отсутствием дорог – она еще долго будет востребованной.