Сухой Суперджет 100 «летит» на Ямал
Страна будет активно продвигать отечественные самолеты на внутреннем и внешнем рынках. Сегодня в подмосковном Жуковском завершается международный авиакосмический салон МАКС. Почти неделю на традиционном авиафоруме страна демонстрировала возможности своей техники.
Здесь же было подписано и важное для нашего региона соглашение. Ямал - первый российский субъект, где будет осуществляться программа постепенного замещения авиапарка на отечественные самолеты. Уже в этом году в небе над регионом появится самолет Сухой суперджет 100. А через 2 года для жителей округа он станет вполне привычным. Какие появились технические новинки в области авиастроения, и как изменится воздушное сообщение на Ямале?
МАКС глазами стороннего наблюдателя - это огромное пространство, поделенное на секторы. Где то зрители могут познакомиться с историей авиации, в другой части поля происходит интерактивное знакомство с современными образцами крылатой техники, значительная часть салона отведена для демонстрации вооружения авиации, а в его центре бурлит деловая жизнь. Традиционно раз в два года авиасалон в Жуковском становится мировой площадкой для демонстрации новейших достижений в авиакомплексе, великолепном и ни с чем несравнимым воздушным шоу, где театральная сцена – само небо. Это то самое место и тот час истины, где в тиши закулисья заключаются многомиллиардные сделки и обретаются новые партнеры.
Оформление центральной аллеи МАКСа невольно заставляет вспомнить лозунг из пионерского детства: «Все флаги в гости к нам!». Не случайно сегодня здесь на авиасалоне присутствуют 150 зарегистрированных участников из-за рубежа и огромное количество иностранных гостей.
Арабы, африканцы, индусы, китайцы, европейцы, австралийцы, американцы… Каждый привез на МАКС свои предложения - кто то в области космической или гражданской авиации, кому то интересно приборостроение, кому навигация… Одни присматриваются к готовым образцам, другие рассматривают возможность совместного производства. И при этом никто не говорит о санкциях, все прекрасно понимают, что без международного сотрудничества в авиации не обойтись. Даже в малой. За примером идем туда, где стоят известные всем Ан-2. Они верой и правдой служили многие десятилетия, помогая ловить браконьеров и опылять поля, отыскивать лесные пожары, считать животных и спасать людей. Сейчас на аэродромах по всей стране ржавеет не менее 600 тысяч таких машин. «На них необходимо провести качественный ремонт двигателя, необходимо качественное авиационное топливо, которого у нас тоже нет. Его надо покупать за границей, а оно стоит в 4 раза дороже керосина. Если на ней поменять двигатель, сменить обшивку, Ан-2 может также еще 30 лет работать», - считает пилот-испытатель Дмитрий Машков.
Последователи Антонова решили вернуть машину к жизни, но уже в обновленном варианте. Вместо дюрали применили композитные материалы, изменили конструкцию крыльев (теперь нижнее крыло поддерживает верхнее) и установили более мощный и экономичный двигатель американского производства, работающий на авиационном керосине. Подобные двигатели изготавливают только в США и Великобритании. Легендарная «аннушка» родившаяся в КБ Антонова 70 лет назад, за последние 2 года претерпела существенные изменения. Изменилось легендарное крыло, но осталась надежность.
Отечественные вертолетостроители тоже имеют машину-легенду. Ми-8 в этом году празднует полувековой юбилей со дня рождения, но до сих пор в рабочем строю. «Вертолетостроители с точки зрения аэродинамики достигли предела прочности вертолета, а вот с точки зрения оборудования… Сами знаете пейджеры поменяли на телефоны, телефоны на айпады, и в авиации точно такая же ситуация произошла - современные типы идут уже с новой начинкой. У них уже реализован принцип стеклянной кабины, когда механические приборы-стрелочки, которые вы помните у вертолетов, меняются на индикаторы», - говорит инженер по летным испытаниям Айрат Хуснутдинов.
Строители винтокрылых стрекоз в лучшем положении, нежели создатели самолетов. Найти партнера для поставки оборудования - проблемы нет, выбор велик, если не сказать - огромен. Обращаем внимание на то, что предлагают отечественные экспоненты. Как-никак импортозамещение - сегодня тема приоритетная. Всего на МАКСе зарегистрировались более 700 отечественных компаний, предприятий и научно исследовательских институтов, работающих в сфере авиастроения и близких к ней. «Наша последняя разработка - так называемый планшет летчика, который позволяет предоставить летчику самую оперативную информацию об аэронавигацонной ситуации в России, и в зоне, где он собирается выполнять полет», - рассказывает о своем продукте директор предприятия "Мониторсофт" в городе Жуковский Сергей Трофимов. Этот продукт предоставлен молодым предприятием.
В соседнем павильоне знакомимся с представителями научно-производственного предприятия с полувековым стажем работы в области радиосвязи, без которой в авиации также не обойтись. «Наши образцы не уступают импортным аналогам. Все дело в том, что гражданская авиация живет по своим законам. Существуют общепризнанные мировые стандарты на различные виды оборудования. И если производители хотят продавать свою продукцию, должны этим стандартам соответствовать», - отмечает представитель НПП "Полет" города Нижний Новгород Леонид Вдовин.
Встретились мы и с теми, кто активно работает над совместными проектами. Вот, к примеру, образец совместного с американцами поиска улучшения трансмиссионых качеств летательной техники. Зарубежные производители гражданских самолетов готовы использовать в своей работе идеи, родившиеся в Сколково. «Такой проводник имеет абсолютно нулевое электрическое сопротивление, а это значит, что он может обеспечить 100 процентов эффективности, во вторых обладает очень высокой токонесущей способностью. Это такая тонкая проволочка, которая может заменить толстый медный кабель», - объясняет ведущий исследователь компании "СуперОКС" Владислав Калитка.
Авиашоу - еще один и, пожалуй, самый яркий элемент МАКСа, без которого не обходится ни один авиасалон. А пока зрители устремляют свои взоры в небо, на земле кипит деловая работа.
Исторический момент, а быть может, переломный для отечественного авистроения - 25 самолетов суперджет 100 передаются Ямалу в лизинг на льготных условиях. В присутствии министра транспорта и губернатора Ямала, договор подписывают сначала представителя "Сухого" и лизинговой компании, а затем ГТЛК и авиакомпания ЯМАЛ. Для последней - это супер выгодная сделка. «Нам бы желательно бесплатно, но, к сожалению, не получается. Но самое главное – это прежде всего договор с российской компанией в рублевом эквиваленте. По большому счету скачки в мировой экономике не будут иметь большого значения на финансовую составляющую затрат авиакомпании», - отмечает генеральный директор авиакомпании "Ямал" Василий Крюк.
Интересуемся стоимостью воздушных судов. «Полная стоимость нас не интересует, потому что мы в собственность не покупаем, а просто берем в лизинг и через 15 лет отдаем самолеты назад. Вообще они летают обычно 35-45 лет», - отвечает на наш вопрос Василий Крюк.
Процедура передачи первого самолета новому собственнику займет около двух месяцев. Только тогда он сможет принять на борт ямальцев. До конца года будут переданы две такие машины, в 2016 - еще 15. Согласно договору лизинга, авиакомпания ЯМАЛ получит всего 25 машин в течение двух лет, и таким образом, сумеет заменить эксплуатируемые ныне БОИНГи на отечественные машины, а округ станет субъектом, проторившим путь импортозамещению в области авиаперевозок. «Ямал - пилотный регион. При встрече с президентом мы обсуждали этот вопрос, и он обеими руками нас поддержал. Потому что крупных лизинговых компаний в России нет, которые могли бы осуществлять этот непростой проект. Ведь стоимость самолетов – большая! Она конечно дешевле, чем боинги, но одному региону это не потянуть. Была сложена схема через государственную лизинговую компанию, которая уже зарегистрирована на территории Ямала в Салехарде, и думаю, что в дальнейшем мы будем переходить на российские танкеры морского и океанического типа, поэтому у нас большие планы», - сказал врио губернатора ЯНАО Дмитрий Кобылкин.
В перечне грандиозных планов есть место и малой авиации, говорит Дмитрий Кобылкин, но не в ближайшее время. Слишком дорого обходится содержание, а тем более покупка новых машин. Дмитрий Кобылкин явно доволен приобретением местной авиакомпании. И, похоже, радуется этому не только как первое лицо региона, но и просто, как человек и пассажир.