Северный широтный ход соединит Северную и Свердловскую железные дороги
Промышленное будущее нашего региона – полуостров Ямал. Именно здесь в ближайшие десятилетия развернутся основные действия по экономическому освоению Арктики. Завод Ямал СПГ, морской порт Сабетта, залежи на шельфе – это завтра. Но уже сегодня дает свой первый газ Бованенково. Уже сегодня на самый край земли идут поезда. Важно, чтобы с севера составы могли идти на юг. Пока это невозможно. Но Северный широтный ход реален. И самое главное – необходим. В этом практически невозможно сомневаться.
Северный широтный ход – уже реальность. Ведь главная и сложнейшая его часть на самом деле построена. Железная дорога по полуострову Ямал от станции Обская до Карской сегодня обеспечивает ежедневную доставку углеводородов на Большую землю. Её протяженность - более 570 километров. И это - по тундре! По вечной мерзлоте! Эту дорогу без преувеличения можно назвать «дорогой жизни» новых ямальских месторождений, которые уже в самом обозримом будущем станут надежным гарантом экономической стабильности России. Пример такой стабильности также уже легко найти на Ямале - Бованенковское месторождение. Так Ямал прорубил окно в Арктику.
Как сказал на выездном заседании Совета Федерации в Тюмени губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин: «Построим железную дорогу на Крайний Север сегодня – завтра получим мощную, безопасную, экономически богатую, независимую российскую Арктику…» Действительно, сегодня для прорыва из транспортной блокады континентального центра страны и возрождения Северного морского пути достаточно построить два участка железной дороги: от Надыма до Обской и от Бованенковского месторождения до Сабетты. «На сегодняшний день у нас железная дорога занимает ключевое место именно в транспортной сфере полуострова Ямал. Практически все грузы доставляются железной дорогой. И в плане строительства железной дороги на Харасавэй то же самое, могу сказать, что основные грузы будут доставляться железной дорогой», - отметил начальник отделения по обустройству месторождений полуострова Ямал Управления капитального строительства ООО «Газпром Добыча Надым» Евгений Беденко.
Северный широтный ход уже доказал, что он нужен и нефтегазовым компаниям, и просто людям, живущим на Крайнем Севере.
Северный широтный ход соединит станцию Обская, Северной железной дороги со станцией Коротчаево, Свердловской железной дороги. Магистраль будет включать в себя несколько железнодорожных участков и объектов: новый железнодорожный участок Обская – Салехард, новую железнодорожную линию Салехард - Надым, совмещенные мостовые переходы через реки Обь и Надым, а также подлежащие достройке железнодорожные участки Надым – Пангоды, Пангоды – Новый Уренгой, Новый Уренгой – Коротчаево. Экономическая выгода Северного широтного хода уже просчитана. И грузы по его первой и важнейшей части, с полуострова Ямал, уже отправляются потребителям.
С Новопортовского месторождения нефть привозят на станцию Паюта железнодорожной магистрали Обская-Бованенково-Карская. Ведь больше никакой транспортной инфраструктурой, это одно из крупнейших месторождений углеводородов на полуострове Ямал, пока не обеспечено. Можно сказать, что нефть с Новопротовского пока просто-напросто девать некуда. И, тем не менее, в этом году по зимникам до Паюты доставляют порядка 20 тысяч тонн нефти. Что в два раза больше прошлогодних объемов. Здесь ее перегружают в вагоны и по железной дороге отправляют потребителям. Следующий этап развития Новопортовского - строительство берегового причала для танкеров в Мысе Каменный. Для этого ударными темпами туда строится нефтепровод протяженностью в 100 километров. Но пока новопортовскую нефть продолжают возить в цистернах по зимникам до Паюты, максимально задействуя самую северную железную дорогу в мире – Обская – Бованенково.