Сделано на века: на Ямале восстанавливают старинные памятники архитектуры

Сломать, чтобы построить. Этот расхожий лозунг как нельзя лучше описывает процесс реставрации исторических зданий. На Ямале таковых практически нет. Большинство нынешних городов слишком молоды и наоборот стремятся избавиться от ветхих строений.

Едва ли не единственным домом, нуждающимся во внимании историков, государства и жителей округа до сих пор оставалась купеческая усадьба в Салехарде. Работы там ведутся уже не первый год. Опытным реставраторам становится все интересней. Старый дом преподносит людям все новые и новые открытия.

Во дворе по Ламбиных, 1 – непривычно просторно и пусто. Не хватает целого дома. Но эту часть усадьбы купца Терентьева, не снесли, а разобрали – по плану проекта реставрации. И генеральный подрядчик даже не ожидал, что эта работа обернется настоящим приключением.

С мальчишеским восторгом Игорь Нагорняк показывает нам найденные предметы. Удивительно, но за 100 с лишним лет изба несколько раз перекраивалась под нужды разных хозяев. Однако осколки дореволюционного купеческого быта каким-то чудом все же уцелели. Стеклотара от крепких напитков, выпитых еще при царизме, кадило, аптекарские пузырьки, обувная деревянная колодка. Предназначение некоторых предметов понять пока не удалось. А вот и клад – купюры 1918 года, так называемые «керенки». Их начинало выпускать еще Временное правительство, а потом вволю напечатали победившие большевики.

И эти вещи, и скрытые за ними истории еще ждут своих исследователей. А сейчас добавляют в будничную работу строителей и реставраторов немного азарта и особенного трепета. До нового года – установят железобетонный фундамент, таким образом дом приподнимут, чтобы избежать воздействия талых вод, которые здесь в большом количестве скапливаются из – за рельефа местности. Впереди и важный этап – выбраковка бруса. «Сейчас бережно каждая плаха , балка были сняты. Когда разбирали крышу и смотрели стропильную систему, также обратили внимание, что она была выполнена с использованием таких же барочных досок, что и при строительстве амбара. Пока вроде бы сохранность бруса высокая, но, когда будем поднимать, пропитывать, выявятся еще недостатки», - сказал заместитель директора департамента культуры ЯНАО Елена Дубкова.

Синяя и красная маркировка на каждой плахе - это шпаргалка. Через год дом по бревнышку будут заново собирать, как конструктор лего. Задача - максимально сохранить исторический материал на данном объекте вполне выполнима.

Чего, увы, не удалось сделать с другой часовней. Всего пару недель назад она появилась на подворье Свято – Никольского храма в Надыме. Предыдущие сто с лишним лет сруб простоял в тундре. Заказчиком и устроителем в 1894 году был отец Иринарх, в миру Иван Шемановский. У этой часовенки не было шанса пережить нынешнюю зиму. Время и забвение практически сравняли её с землей. Почти все превратилось в труху, а эту доску время пощадило. «1912 год 3 ноября иеромонах Никон был, потом 1917 год ,непонятно, что дальше было. А написано итальянским карандашам - это была такая в то время редкость, как сейчас компьютер очень современный, потому что он на морозе не замерзал. Такую диковинную вещь, как итальянский карандаш миссионеры с собой носили», - рассказывает настоятель Свято – Никольского храма отец Арсений.

Конструкция проста и без каких-либо претензий на художественные изыски. Памятник ценен другим. Это - единственное на Ямале, сохранившееся деревянное православное сооружение и свидетельство миссионерской деятельности Русской православной церкви в 19 веке. В левобережье реки Ярудей, в конце 19 века хотели создать крупный миссионерский стан с хозяйством, школой, библиотекой. Выбор места – очень похож на легенду. И все связано вот с этим самым пнем. «Был обнаружен кедр, который был спилен, а там оказался внутри природный крест. Отцам миссионерам это показалось знаком свыше. Часть ствола кедра отправили в Петербург, а на этом месте решили как раз устроить миссионерский стан», - пояснил историк-краевед Вадим Гриценко.

В 60-ти километрах от ближайшего населенного пункта в условиях бездорожья ремонтировать и содержать памятник невозможно. Епархия разрешила переезд. Дорогу от Надыма до Тюмени и обратно, вековая часовня с трудом, но выдержала. Первоначальный вид ей вернули тюменские специалисты. 80 % новодел, но древесина того же возраста, что и сама постройка. Реставраторы пошли на маленькую хитрость. «Такого возраста дома разбирали здесь, которые восстанавливали на улице Дзержинского. Остатки от этих домов, они того же возраста – конец 19 века. И все, по тому же диаметру подбирали их, и они вообще не отличаются от того, что было до реставрации», - говорит инженер – конструктор проектного института “Сибспецреставрация” в городе Тюмень Александр Павловский.

Заниматься реставрацией подобных объектов на Севере - дело весьма сложное. В очередь за работой специалисты не выстраиваются. Проектный институт “Сибспецреставрация” на Ямале первопроходцы. Впрочем сохранять–то почти нечего. Вот они два спасенных островка истории. Часовня – вполне бюджетный проект. Из средств, запланированных на мероприятия года культуры, ушло всего три миллиона. Копейки в сравнении со стоимостью реабилитации купеческого дома. Да, история и память стоят дорого. Но отказ от них, обходится человечеству еще дороже.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2023. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика