С любовью и навсегда! Ямальскому радио 50 лет
Последние 50 лет в истории округа – это непрерывная череда событий. Первый газ, разведка крупнейших в стране месторождений, строительство городов, мостов и дорог. За полвека дикий север изменился до неузнаваемости. И все эти годы о каждом из дней в жизни Ямала нам рассказывало Ямальское радио. Его журналисты все эти годы с любовью писали историю Крайнего Севера, причем, любовь эта настигала их внезапно и навсегда.
Сначала они крепко обнимались, потом еще долго не могли наговориться. Так сблизили их позывные – первого радио Ямала В соседних кабинетах редакции национального вещания Галина Коренева и Геннадий Кельчин проработали вроде бы немного - 5 лет.
Геннадий Павлович на волнах ямальского радио продержался 12 лет. Когда пришел в 1984 году, в отделе было всего два человека: он и Анастасия Лапсуй. Из-за скромности штата, с первых дней нужно было вставать в строй универсальных солдат. Делать репортажи: и об оленеводах, и аграриях, и культуре, и спорте. Самое яркое в жизни корра - командировки дальние на стойбища и рыбоугодья. Корреспондента национальной редакции кормят не только ноги, - эту истину наш герой познал с первых дней работы. Была такая программа “Резонанс” о проблемах людей в сёлах и тундре. Выжидать туда попутной оказии, времени не было. Как и собственного автопарка с профессиональными водителями. Поэтому параллельно с журналистским мастерством осваивали управление снегоходами, моторными лодками и оленьими упряжками. «Взяли командировку и пошли пешком на лыжах до Зеленого Яра – это 60 км. Уже ночь: ясное небо, звезды в небе, и мы от усталости падали, смотрели на небо и звезды нам казались птицами с золотыми крыльями», - вспоминает ветеран редакции радиовещания ГТРК «Ямал» Геннадий Кельчин.
День своего принятия на работу в студию на Ламбиных, 3 Галина Коренева помнит, как дату рождения - 22 июля 1992 год. Вот уже больше 20 лет она ходит по этой улице, и в этом закутке Салехарда мало что изменилось. Главной ценностью для корреспондента – были их ленточные “Репортеры”, тяжелые магнитофоны носить с собой было неудобно, а хрупкой девушке и подавно. Именно тогда и ковался характер: ты сам сам мог промокнуть, упасть, но машину привезти целой и невредимой – был обязан. Облегченный цифровой аппарат удалось приобрести благодаря дружбе народов. «В 93 году, кажется, здесь был фестиваль «Дети Арктики», было много иностранных делегаций, и я у каких-то коллег иностранных выменяла его на северный сувенир», - рассказывает корреспондент национальной редакции радиовещания ГТРК «Ямал» Галина Коренева.
Стать радиоведущей – для неё, дочки безграмотных тундровиков, было, мечтой, как для злолушки выйти замуж за принца. История судьбы Галины Кореневой – неподдельный пример – в жизни нет ничего невозможного! Не бойтесь, мечтайте. И самое заветное желание сбудется! Как у нашей героини, она все-таки стала главной радиоженщиной Ямала – в эфире она известна под своей девичьей фамилией, как Галина Тохоли, что значит на ненецком “Женщина”.
А ведь осваивалась с трудом, и от неуверенности в себе было очень страшно: и брать интервью, и выходить в эфир. Поверить в себя помогли – коллеги. На Ламбиных, 3 – умели дружить. Да так сильно, что ни одну свадьбу сыграли. Размеренной семейная жизнь наших следующих героев стала недавно. Вдвоем на домашней кухне: никуда не спешить и не опаздывать. Все мешала и смешала профессия – одна на двоих – журналистика. Это образ жизни, к которому супруги пришли по-разному. Он - выходец из рабочей среды. Первая запись в трудовой книжке - дежурный главного щита управления салехардской электростанции. Изредка забегал на радио, где в эфире литературных страниц, читал стихи собственного сочинения. А потом поступило предложение стать автором нового радиожурнала «Рабочий Ямала».
«И у меня выбор был - в газету или радио. И я выбрал на радио, потому что там какой-то рассадник вольнодумства был. С этими людьми просто поговорить было интересно. Я на работу не шел, а бежал. Работу можно было сравнить с песней: женился по любви, трудился там, где мне было интересно и общался с интересными людьми», - рассказывает ветеран редакции радиовещания ГТРК «Ямал» Кукевич Юрий.
А Ларису никто не зазывал. Она сама пришла… с чемоданом прямо родом из ленинградского телевидения. Романтика, стремление к самоутверждению, самостоятельности и желание проверить себя трудностями - она была настоящей дочерью своего времени. Думала, дипломированного журналиста на провинциальном радио с руками- ногами оторвут, а ей предложили должность машинистки, перепечатывать тексты корреспондентов, которые тогда писали вручную.
«Папа и мама сказали, - знаешь, дочь, мы в жизни так мало совершаем безумных поступков, может быть, ты и права. Рыдая, не рыдая, они поняли меня. Наверное, им было нелегко принять такое решение», - вспоминает ветеран редакции радиовещания ГТРК «Ямал» Кукевич Лариса.
Радиостанция «Юность Ямала» стала её звездным часом. Репортажи о всесоюзных комсомольских стройках передавались по всему СССР. Голос четы Кукевичей слышали и в Ленинграде, и в Душанбе. Одна из запоминающихся совместных работ - цикл программ «Стальной меридиан Ямала». По железной дороге от Ханымея до Ямбурга проехали весь Ямал с юга на север. Это было самое интересное время, тысячи добровольцев по комсомольским путевкам устремились в Арктику строить посёлки, города, осваивать месторождения.
Они сделали себя сами. Но только не поодиночке, а вместе. Даже на работу устроились в один день, в который и познакомились. Через месяц уже были мужем и женой. Правда вместо медового месяца, новоиспеченный муж поехал учиться на диктора к самому Левитану. Быть в разлуке – стало обычным делом. Все пилигримничали по командировкам. Но где бы не оказались оба – они всегда оставались на одной волне – 71 и 47 метра. Не случайно так трепетно смахивает пыль с этих железяк Александр Хабаров. Ржавая старая техника соединила два нежных юных сердца. На этом уже одряхлевшем магнитофоне почти 40 лет назад работать его учила собственная, но тогда еще будущая жена. Сегодня вспоминают те самые первые уроки профмастерства. Время пролетело, а руки до сих пор помнят.
Сначала были отечественные МЭЗеры, которые доставили сюда в Салехард с конвейера Московского электромеханического завода, потом им на смену приехали венгерцы – СТМы 200 Б. И те, и другие отпахали лет по 15, еще столько же простояли без дела. Время никого не щадит. Запустить ретро-технику чете Хабаровых сегодня так и не получилось. Не сохранилось ни одной пленочной бабины. А ведь до цифровой эпохи только с ними и работали. За неделю в эфире прокручивали по 2 километра ленты. «Я вообще не предполагала, что смогу работать на радио, у меня даже в мыслях такого не было», - вспоминает ветеран редакции радиовещания ГТРК «Ямал» Марьям Хабарова.
Ни о радийной карьере, ни о служебном романе 17-летняя Марьям не мечтала. Но это случилось, и именно здесь. Марьям попала на радио сразу после школы, в 1970 году. Прошла путь от машинистки до специалиста по связям с собственными региональными корреспондентами. Но большая часть трудового стажа - это звукооператорская работа. Место работы Марьям Хабарова до пенсии ни разу не сменила. Такому постоянству отчасти благодарна своему супругу. Работать много лет бок о бок было легко. Александр Хабаров – мастер на все руки, это коллеги заприметили быстро. Своими силами раньше делали все. Его рук дело - окно между студией и звукорежиссерской в здании ГТРК «Ямал». Он же придумал, как обеспечить одновременно и хорошую звукоизоляцию и качественную акустику в очень маленьком помещении, отведенном для студии. «В связи с тем, что помещение очень маленькое, нужно было, чтобы акустика была не как из бочки, а чтобы звук возвращался отраженный. Вместо звукопоглощающих материалов, брали ячейки от яиц и обрабатывали ими стены», - придается воспоминания начальник производственно-технического отдела ГТРК «Ямал» Александр Хабаров.
Четверо детей и шестеро внуков. Жизнь большой и дружной семье подарили два этих человека. Они нашли друг друга на исторически первом ямальском радио. Династия Хабаровых на Ламбиных, 3 продолжается. Пока на всех у них 70 лет общего семейного радиостажа.
50 лет юбилея радийного ГТРК «Ямал» - все еще куплет на очень длинную дистанцию и не только радиоволн. Впереди новое звучание – цифровой формат в Арктике. Старые стены 100-летнего купеческого дома под сенью первой на Ямале Церкви – всё еще родовое гнездо журналистов Крайнего Севера. Здесь все переплетено как в жизни – и прошлое с былью и настоящее с будущим. Здесь живёт и вещает многонациональная арктическая информационная семья. Здесь остаются или летят дальше … ДОМ на Ламбиных «3» всегда - точка отсчета.