Пугающее слово «оптимизация». В Ямальской сфере здравоохранения грядут изменения
Российскую сферу здравоохранения затронула масштабная оптимизация. Индивидуальный подход к финансированию различных видов медуслуг, объединение разрозненных филиалов и отделений, использование новейших технологий – все это, по мнению инициаторов, поможет сделать нашу медицину более качественной, и в то же время, сократить лишние расходы. Часто новшества воспринимаются в обществе болезненно. Многим горожанам, например, придется тратить больше сил и времени, чтобы добраться до больницы. Медики же опасаются, что распределение финансов будет неравномерным, и некоторые виды помощи могут пострадать. Чего ждать от оптимизации на Ямале?
Пока оба педиатрических отделения Надыма работают в старом режиме – к объединению только готовятся. Филиалов больше не будет – все местные педиатры разместятся в центральной детской поликлинике. Больше всего, понятно, беспокоятся родители пациентов.
Руководство поликлиники опасения не разделяет. Тем более вопрос реорганизации возник не спонтанно. Это требование закона – федерального, об охране здоровья граждан. Объединение 14 городских педиатрических участков позволит увеличить время приема врачей на час в день. Кабинетов станет больше, а очередей меньше. Перезагрузка пройдет даже в регистратуре. «Регистратура будет выглядеть очень современно и соответствовать всем требованиям», - говорит районный врач-педиатр ГБУЗ ЯНАО Светлана Бородина.
Новость о грядущих реформах медики ноябрьской «Скорой помощи» восприняли без восторга, более того, на общем собрании все единогласно высказались «против». Объединив станцию и городскую больницу в рамках кампании по оптимизации затрат, в медицинском департаменте округа хотят таким образом сократить расходы. «Они должны оценить ситуацию, все риски, за и против и принять соответствующее решение, как с мнением коллектива, так и с мнением горожан», - сказал главный врач станции скорой помощи Ноябрьска Олег Брезицкий.
А рисковать есть чем – речь идет не только о смене юридического статуса. Разницу между самостоятельной станцией скорой помощи и отделением скорой помощи при больнице лучше других знают те медики, кто уже переживал подобные процессы на прежних местах работы. «Финансирование - это самое основное, стало значительно хуже. Заведующим стал неонатолог, абсолютно некомпетентный в работе «скорой помощи», по этой причине стало много разногласий и конфликтов», - высказывают свое мнение медработники.
«Отношение было, однозначно, как к перевозчикам, транспортникам. То есть важность оказания медицинской помощи на госпитальном этапе никто не учитывал. То есть все считали, что скорая помощь обязана просто приехать, взять больного, довезти до больницы и отдать в руки врачей. Не учитывалось то, что есть «золотое время», в течение которого необходимо оказать первую помощь», - высказывается врач скорой помощи Ноябрьска Вероника Сурикова.
Финансирование по остаточному принципу, а как следствие – нехватка лекарств, перевязочных материалов, сокращение зарплат. Это то, чего больше всего боятся медики ноябрьской «скорой». Экономия для бюджета от объединения пока не известна, а вот убытки здесь уже подсчитали – минимум 30 миллионов в год. Это деньги, которые сейчас получает станция за счет платных услуг. Окончательного решения в департаменте здравоохранения еще не приняли, но настрой чиновников понятен. В округе только 4 станции скорой помощи работают, как самостоятельные учреждения. Остальные 10 – в составе городских и районных больниц. «В чем отличается у нас оказание скорой помощи в десяти муниципалитетах от четырех? Какая-то разница есть? У нас что 10 муниципальных образованиях, а это Ямальский район, Шурышкарский, Губкинский, Муравленко, Пуровский район говорят, что на «скорых» перевязочный материал кончился или им таблеток не хватает?», - говорит первый заместитель директора департамента Здравоохранения ЯНАО Сергей Новиков.
Как бы то не было, в надымской станции медики также высказались однозначно против объединения. Еще одно новшество от пугающего слова «оптимизация» - упор на дневные стационары как альтернатива круглосуточному пребыванию в больнице.
Лабытнанги: пациенты хирургии, гинекологии и урологии теперь лежат в одном отделении и это еще не конец, а всего за 6 лет число койко-мест сократилось с 329 до 268. Да и современные методы лечения, уверяют медицинские работники, шагнули вперед: если показания позволяют лечить больного на дневном стационаре, то нет смысла держать его круглосуточно на больничной койке и тратить на это лишние деньги. Такого же мнения придерживается Фонд ОМС и, проведя реформу внутри системы, теперь перестает оплачивать услугу, если она не предусматривает, что больной должен находится под круглосуточным наблюдением врача. Сам список болезней, за которые больницы получают деньги из бюджета, стал более детализированным и отвечающим тем самым современным способам лечения. «Добавляются новые технологии. Вошло, во-первых, достаточно большое количество методов высокотехнологичной помощи, появилась микрохирургия глаза, которой не было в округе, технологии то нарастают, дорожают и современная медицина становится все более технологичной и дорогой», - отмечает заместитель директора территориальной ФОМС ЯНАО Владимир Панюшев.
Если раньше было 186 так называемых, клинико-статистических групп заболеваний, то теперь их 426. Туда, например, добавилась «медицинская реабилитация». А компьютерная и магнитно-резонансная томография теперь отдельным пунктом, а не в общем «подушевом» финансировании лечебниц. Это должно привести к тому, что бесплатные пациенты не будут ждать своей очереди месяц, в то время как платной очереди вообще не существует. Приоритет обновленная система отдает применению высоких технологий в медицине. Услуга доктора – когда лечат, и социальная – когда, например, держат в больнице. Отныне – это разные вещи.