Прошлое под будущими сваями: взаимозависимость двух профессий одного арктического наследия
Найти древности можно не только на традиционных местах археологических раскопок, но и в центре города, особенно если это – его историческая часть. Прямо в сердце Обдорска в городском саду этим летом нашли несколько артефактов. Но устроить полномасштабный поиск ценностей археологи не могут. Так же, как и строители не могут производить работы без согласования с хранителями культурного наследия. Такая взаимозависимость ограничивает деятельность тех и других, но это обусловлено законодательством.
А еще несколько монет совсем разных эпох, фрагмент оленьей упряжи из первой трети 19 века, бусинки - из средневековой Европы, рукоять с тамгой, серебряная ложечка конца 18 – начала 19 столетия. А в фарфоровой фигурке признан русский композитор Рубинштейн.
Где–то здесь возможно и следы настоящего Обдорского острога, он до сих пор не найден. Хотя венцы каких -то строений археологам попадаются.
«Чтобы определить, что это нужно проводить раскопки. 19: 09 нужна территория, если мы шурфом углубляемся и находим какой- то край чего – то – это три буквы из целой книги, которые мы не можем прочитать», - говорит Евгений Кочегов, археолог научно-производственного объединения «Северная археология – 1».
Все это вершина айсберга, бриллиант, который сверху. Внизу, под горсадом, ископаемые бесценные залежи истории. Но о масштабных раскопках речи быть не может. Для этого пришлось бы сквер стереть с лица земли, а деревья здесь сами по себе уже предмет охраны. Археологи ведут точечные аварийно – спасательные работы по сохранению культурного слоя. Исследования ведутся бок о бок с работами по благоустройству. Первыми идут археологи, и только за ними рабочие.
Копают с 8 июля. За это время археологи 13 – ть раз меняли дислокацию. Это небольшие по площади шурфы. Сейчас работают на месте будущей арки – входа в парк. Уперлись в крепкую бетонную заливку, чтобы посмотреть что под ней, придется применить грубую силу.
Городской сад – это часть большого объекта культурного наследия под названием «Село Обдорское». В 2010 году его поставили на госохрану, тогда и присвоили категорию достопримечательного места – по сути это вся часть старого города с архитектурными постройками разных периодов и несколькими археологическими памятниками.
Строители показывают нам 2 конкретных примера, когда из-за вердикта науки пришлось отказаться от первоначального плана работ. Уличную сцену расширяют, новая ее часть должна была стоять на сваях, но как раз в этом месте разведка показала наличие культурного слоя. Чтобы его не тревожить, фундамент будет плоскостной. В три дня внесли изменения в проект и в другой части парка, где будет стоять сквер молодоженов.
То, чем занимаются сейчас ученые, назвать исследовательскими работами нельзя – это историко – культурная экспертиза, предусмотренная законом обязательная процедура перед любым хозяйственным вмешательством человека. Проведение любых строительных работ на территории достопримечательного места без согласования со Службой и без проведения такой экспертизы влечет судебные тяжбы и наложение административного штрафа. Для физического лица 15 тысяч рублей, для должностного – 20, дороже всего нарушение закона обходится юрлицам – 200 тысяч рублей.
Горсад для археологов - лакомый кусочек большого пирога. С оригинальной начинкой – от эпохи энеолита до начала 20 ого века. Все найденные ингредиенты зафиксируют в научном отчете, который на вечное хранение уйдет в академию наук. А сами же артефакты позже пополнят коллекцию музея Шемановского. Но поработать досыта науке здесь не суждено. Памятник сросся с современной инфраструкторой города.