Профессии для новой Арктики. Как проходил Арктический образовательный форум в Салехарде
На этой неделе в Салехарде завершился Арктический образовательный форум. Его основные темы - этнокультурное и профессиональное образование на Крайнем Севере. Обсуждались проблемы и достижения, возможности совмещения традиций и инноваций. Одна из главных задач форума - определить кадровые потребности северных регионов и методы их обеспечения.
Кажется, здесь собрана не только вся история края, но и его возможное будущее. Традиционные промыслы соседствуют с новыми технологиями. На интерактивной выставке - лучшие проекты ямальских школ. Один из самых древних промыслов, представленных в этнопарке, – обработка рыбьей кожи. В старину она пользовалась на Севере широкой популярностью. Из нее делали сумки, сапоги и даже плащи. Ведь рыбья кожа удивительно прочна, и совершенно не промокает.
«Дети очень довольны и каждый, кто занимается этим делом - уже представляет себя дизайнером будущего», - говорит Наталья Яндо, руководитель детского Объединения «Северное сияние», дома детского творчества Нового Уренгоя.
Другие от традиций отказались. В скромном углу свое будущее - «Smart City», умный город - презентует 17 школа Нового Уренгоя. 3D-тур, голографические системы, умный дом, новейшие роботехнические системы/ Будущее - за виртуальной реальностью, уверены юные инноваторы.
«Мы внедряем нанотехногии в школе и инновационные проекты. Например, умная теплица и бизнес инкубатор», - рассказала Елена Волошина, заместитель директора школы №17 Нового Уренгоя.
Это первая и пока единственная школа на Ямале, принявшая науку, технологии и инновации в свою образовательную программу. Восьмилетний опыт такой учебы новоуренгойцы и представили сверстникам и экспертам форума.
Одним из новых направлений в образовании является 3D прототипирование. В будущем с такой ручкой будут работать дизайнеры, конструкторы и технологи.
Воспитанники дома детского творчества представили свой авторский проект - линию по обработке и погрузке на танкеры нефтепродуктов для морского терминала Сабетта. Профессиональное образование северной молодежи уже сегодня напрямую связано с федеральным процессом освоения Арктики.
Одной из первых подобных образовательных площадок стал многопрофильный колледж Муравленко, открывшийся в начале февраля. Он будет готовить специалистов нефте – и газодобычи для дочерних предприятий «Газпрома». На базе колледжа работает Корпоративный ресурсный центр.
«Сейчас в планах, чтобы порядка 75 человек проходшли предварительную практику. В целом, объем подготовки - до 600 человек в год, в том числе и сотрудники компаний и желающие трудоустроиться в компанию», - рассказал Алексей Шелякин, заместитель директора по учебно-методической работе многопрофильного колледжа г.Муравленко.
Сохранение родных языков - одна из самых острых тем форума. Почетными экспертами в этой области стали гости из зарубежья. В 2012 году между Ямалом и Фризской академией Нидерландов был заключен договор о сотрудничестве в области языка, образования и культуры. В его рамках нужно было написать эссе на ненецком, хантыйском и селькупском языках. В атласе Юнеско они находятся в статусе исчезающих. Язык лесных ненцев и селькупов – под угрозой полного забвения. Автором ямальского досье выступила ненка, ныне жительница Нидерландов.
«Это досье о России является самым первым, поскольку о малочисленных языках России еще не было написано, Фризская академия опубликовала досье только о малочисленных языках Европы. Тут можно говорить, что наше маленькое ямальское досье – окно Европы в Россию», - рассказала Роза Лаптандер, сотрудник Арктического центра.
Главная проблема в том, что коренные жители сами перестают говорить на родных языках. Преподавание в школах сокращено. Даже в колледжах их преподают факультативно. А вот в далекой Финляндии ненецкий изучают на базе Хельсинского университета. Ведь ненецкий и финский – хоть и дальняя, а родня.
«В Финляндии уже 200 лет изучают язык, и у нас есть очень длинные академические традиции. Я думаю, что в российских университетах тоже можно учить ненецкий язык», - считает Карина Лукин, исследователь из Хельсинского университета, Финляндия.
По сути дела, Арктический образовательный форму - это взгляд в ближайшее будущее системы образования. Округ должен понять, что он предложит сегодняшней молодежи, чтобы она не уезжала с Ямала в поисках лучшей жизни. Одним из обязательных условий для этого остается модернизация учебных процессов, максимально сохраняющая культурные традиции аборигенов.