"Пришла весна. Растаял снег. Сошёл асфальт..."
У России, как известно, 2 беды. Вторая полегче, но тоже не подарок. Любимые машины теряют красоту, а их водители — нервные клетки. Кирилл — автолюбитель, основатель общественного движения «Дороги Ямала». Непримиримый борец за комфорт на дорогах. За 1,5 года его движение набрало около тысячи сторонников по всему округу. На этой неделе активисты вышли на улицы Салехарда со сводом дорожных норм и простой рулеткой. Их цель — зафиксировать ухабы на дорогах, а потом выложить их координаты на собственном сайте.
На сайте общественников — настоящее пособие для дорожного ведомства. Более 20-ти адресов разнокалиберных совсем «убитых» и просто опасных для машины дорог. Народный контроль разводит руками — вместе со снегом с улицы сошёл и осенний асфальт.
КИРИЛЛ ОМЕЛЬЧЕНКО- ЛИДЕР ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ «ДОРОГИ ЯМАЛА»"Есть граждане, которые к нам обращаются, которые подверглись такому нападению ям. Мы уделяли большое внимание тем участкам автодорог, которые непосредственно подвергались ямочному ремонту в летнем периоде 2012-го года. Вот всё что от них осталось мы видим сейчас. Неоднократно мы были свидетелями тому, что ремонт проводился в дождливую погоду. Что категорически невозможно"
С этими адресами и фотографиями едем в администрацию города. Там нас встречает заместитель градоначальника по вопросам ЖКХ.
АЛЕКСАНДР ВОРОБЬЕВ- ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВЫ г. САЛЕХАРД ПО ВОПРОСАМ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА"Мне тоже было бы интересно узнать — где это и кто проводил работы. В какой срок — или технология нарушена укладки асфальта. Может сама смесь не того качества. Если по договору, то там гарантия должна быть"
Растерянный чиновник обещает собрать комиссию. Поверив на слово, мы продолжаем движение по карте активистов. Многострадальный дачный кооператив «Удача». Тут дорожка одна — где вброд, а где и вплавь. Машине поможет только супертюнинг— из городской ласточки во внедорожного монстра.
Завидев камеру, обычно неразговорчивые жители останавливались, не стесняясь создавать дорожную пробку.
ЕВГЕНИЙ , ЖИТЕЛЬ г. САЛЕХАРД"Дорога жизни и смерти. Вот эта вот дорога — это район города. Район — вот паспорт — здесь прописка. Вот паспорт , написано — город Салехард. То есть это никакая не "Удача". Улица- Казачья. И как по этой дороге ездить — ну мы то ладно, а вот представляете скорая помощь как поедет? А не дай Бог -МЧС...Как они проедут? Я же говорю — дорога смерти"
3 дня спустя. Везем представителя Дирекции единого заказчика в те же живописные места. Кооперативу Удача, похоже, впервые за много лет она все же улыбнулась.
ОЛЕГ КУРУЧ-ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР САЛЕХАРДСКОЙ ДИРЕКЦИИ ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА "Строительство данной дороги будет завершено в текущем году. До конца сезона будет новая дорога, которая будет подходить к данному кварталу. Это будет асфальтное покрытие"
Адресов было 23, но комиссия согласилась только с двумя фактами брака в работе, когда ямочного ремонта не хватило даже на год. Один из них — улица Чупрова , 32. Здесь асфальт деформирован из-за проходящей под ним теплотрассы. Но дорога числится на гарантии. А значит городской бюджет от нового ремонта никак не пострадает.
ОЛЕГ КУРУЧ-ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР САЛЕХАРДСКОЙ ДИРЕКЦИИ ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА"Сказать, что сделала подрядная организация в данном месте некачественный ремонт — ну сказать сложно. Потому что самого разрушения асфальта нет. Произошла осадка грунта и соответственно появился данный провал. Будем обследовать, посмотрим детально и Салехардэнерго привлечём. Но на данные мероприятия средства потрачены из бюджета не будут"
Но новые дорожные дыры требуют новых вложений. В этом году в помощь подуставшему за долгие годы асфальтобетонному заводу привезут 13-ть с половиной тонн холодного асфальта. Это 170 тысяч рублей. Почти половина этих денег уйдет за доставку.
РАИФ КАЗИЕВ-И.О. ДИРЕКТОРА МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ САЛЕХАРДРЕМСТРОЙ«Если взять 13-ть с половиной тонн асфальта нашего, который мы изготавливаем — это нам обошлось бы тысяч в 28»
СПРАВКА
Холодный асфальт: Укладывается при минусовых температурах. Категорически нельзя засыпать в воду и грязь. Стоимость до 5-ти раз выше, чем обычный асфальт. Срок годности варьируется до 10ти лет.
В прошлом году новинку опробовали. Уложили 5 тонн. По схеме — продуть яму, засыпать смесью и пройтись катком. Ремонт готов. Технология проста и сложна одновременно. При холодном асфальте экономить ничего нельзя. Если строго соблюдать правила укладки, такой асфальт проживет очень долго. И все же, холодный асфальт временная мера — до запуска завода. А произойдет это в конце июня.
РАИФ КАЗИЕВ-И.О. ДИРЕКТОРА МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ САЛЕХАРДРЕМСТРОЙ"При дожде соответственно нельзя, но он же ямочный — он через месяц полтора выйдет из этой ямы открошится — для чего он и нужен — до запуска основного асфальтобетонного завода его можно было использовать"
Износ производственных мощностей асфальтобетонного завода — 60 процентов. Он служил в Салехарде еще Советскому Союзу, и честно работает до сих пор. Но уже в следующем году планируется закупка нового. Вот тогда можно будет поговорить и о новых технологиях.
На вопрос бывают ли вечные дороги Салехардремстрой ответил: бывают, но не у нас. Здесь Север, мерзлота, почва по ней гуляет, асфальт идет трещинами. Туда попадает вода, зимой замерзает, расширяется и эти тещины становятся все шире и шире. Так что выбор прост — либо новые технологии, либо вечный ямочный ремонт.