Погружение в историю. Что обнаружат на месте трагедии времен ВОВ ямальские поисковики?

События 71-летней давности в Карском море, трагедия, вошедшая в историю гибели арктических конвоев времен Великой Отечественной войны – все это уже много лет не дает покоя энтузиастам-историкам с Ямала. Годы упорства и кропотливой работы привели-таки неравнодушных северян к первой экспедиции на место трагедии.

В 2014 году Карская экспедиция побывала в Арктике и установила точные координаты гибели двух пароходов - «Марины Расковой» и «Александра Сибирякова». Изучение деталей трагедии на ее месте в открытом море продолжится и в этом сезоне. Во вторник из Мурманска стартовала «Карская экспедиция - 2015». К истории, скрывающейся под толщей воды, путешественники отправились на борту аварийно-спасательного судна «Балтика». К выходу в море все готово. В своем уникальном спасателе с асимметричным корпусом и косым ходом, позволяющим прокладывать в метровых льдах канал шириной до 50 метров, капитан «Балтики» уверен. Его корабль прошел все необходимые испытания. Команде задачи понятны. И результат обязательно будет.

«На самом деле, ходим, работаем, а знаем то, что под нами история, очень редко. У меня, например, в семье чтят память погибших, у меня все воевали», - говорит капитан аварийно-спасательного судна «Балтика» Сергей Глибин.

Историю, память и новейшие технологии объединила экспедиция. Впервые в Карском море исследуют дно морское, где в годы второй мировой погибли и затонули сотни судов арктических конвоев.

«Уникальны те работы, которые будут проводиться. Это водолазные работы на таких военных объектах, на военных кораблях, погибших и затонувших во время Великой Отечественной войны в Карском море. Такие работы вообще будут проводиться впервые», - рассказал научный сотрудник Научного центра изучения Арктики Сергей Шулинин.

За 25 дней инженеры, спасатели и историки должны провести комплексное обследование обнаруженных в прошлом году на дне Карского моря минных тральщиков и теплохода «Марина Раскова» конвоя БД-5, уничтоженных немецкой подлодкой 12 августа 1944 года, и знаменитого ледокольного парохода «Александр Сибиряков». 25 августа 1942 года он вступил в неравный бой с тяжелым крейсером «Адмирал Шеер», который вел поиск союзнических конвоев.

«Для меня очень важно и проведение траурной мемориальной церемонии, в том числе я планирую побывать на острове Белом и увидеть результаты сухопутного отряда «Карской экспедиции – 2015». Для меня это очень важно не как для ученого, а как для человека», - говорит Сергей Шулинин.

Абсолютные координаты гибели двух судов найдены годом ранее в первой Карской экспедиции. 22 и 25 сентября 2014 года – вот точные даты, когда «Александр Сибиряков» и «Марина Раскова» дали себя обнаружить. То, что ни у кого до этого не получалось, удалось сделать судну «Спасатель Забарщиков». «Сибиряков» покоится в двух милях от острова Белуха, «Марина Раскова» – на таком же расстоянии от острова Белый. В поисках применяли подводный эхолот, с помощью этой маленькой «рыбки», как прозвали её члены экипажа, удалось зафиксировать и произвести гидросъёмку затонувших судов. Команда тогда прошла 1800 миль. Эстафету приняла «Балтика». Её оборудование уже проверено на глубоководных проектах арктического шельфа. Барокамеры, гидролокаторы, телеуправляемые подводные аппараты-роботы.

«Такие аппараты опускаются на глубину, недоступную для обычных водолазов», - поясняет пилот-техник телеуправляемого подводного аппарата Максим Матвеев.

Кстати, все суда погибли на небольшой глубине - 40-50 метров, и это упростит работу водолазам. В инженерной команде в основном молодежь, выпускники питерских Военмеха и Государственного университета морского флота. В своем деле они не новички, за плечами - подводные работы от Мурманска до Сахалина.

«Появление этих экспедиций, в частности, зависит и от того, что в России все-таки есть люди и молодые инженеры, которые стремятся не просто с девяти до шести сходить на работу, а получить что-то новое, сделать что-то интересное для себя и для страны», - говорит начальник поисковых работ Станислав Жигалко.

Технические средства предыдущего карского похода распознали точные координаты кладбища погибших кораблей. По полученной картинке и имеющимся характеристикам судов все сходится. Но для точной идентификации без человека в скафандре не обойтись. Не исключено, что какие-то предметы со дна моря удастся поднять и отреставрировать для дальнейшей выставки в музее. О поднятии судов речи пока нет, хотя такое продолжение событий не исключено.

Новости партнеров

Адрес электронной почты редакции сайта: vesti.yamal@yandex.ru. Номер телефона редакции ГТРК "Ямал": 8(34922) 4-14-20.

16+

Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2019. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-59166 от 22 августа 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Учредитель – Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор Панина Елена Валерьевна. Редактор ГТРК «Ямал» Косачёва Ирина Макаровна.

Яндекс.Метрика