Перестук колес с отголосками прошлого. Тайны 501 стройки
Недостроенная Трансполярная магистраль уже давно находится в центре внимания историков и краеведов. И не перестает их удивлять. Железнодорожная линия «Чум-Салехард-Игарка», известная как «мертвая дорога» и в этот раз принесла интересную находку. Житель ямальской столицы в районе 501 стройки обнаружил рельс 1915 года выпуска. Столетняя конструкция произведена в США. И вот тут главная загадка, как она оказалась на Краю Земли?
Несколько дней назад житель окружной столицы вместе с грибами отыскал в тундре проржавевший кусок полотна. Отрезку колеи не меньше ста лет. Находка до сих пор хранит свои тайны и приносит сюрпризы.
Исторический схрон для Зеленой горки, как именуют местность старожилы Салехарда, в норме вещей. Как раз там и проходила печально известная 501 стройка, а точнее ее участок Салехард – Надым. Вот и Василий Балин прошел бы мимо, остановило клеймо - сделано в Америке, штат Иллинойс. У каждого, кто собрался вокруг найденного артефакта, есть своя версия, как американская рельса оказалась так далеко на Крайнем Севере.
Стройка Главного Управления Лагерями, то есть ГУЛАГа собирала по приказу вождя всех народов не только сталь и железо со всей страны, но и людей. Они были не хуже ценного металла, во-первых, дешевая рабсила, во-вторых, и это отдельная история, было много людей образованных, талантливых, каких-то необыкновенных. Их потенциал в условиях Крайнего Севера и «крайней выморозки индивидуумов» наполнял эту стройку каким-то смыслом. Линию Чум – Салехард – Игарка начали возводить даже без проектной и изыскательской разработки. Для людей – это была каторга, после которой мало кто выжил, а если и выдюжил, то покалечился навсегда телом, а про сгинувшие души до сих пор пишут пьесы – их несчесть. Но, дело шло. Мёртвое дело.
Отец Геннадия Сысолятинв отбывал наказание в местных лагерях, мама работала стрелочницей, здесь же, до самого закрытия дороги в 1953 году. За свою жизнь на Крайнем Севере сын сосланного видел еще работающие паровозы и конец последнего действующего участка Салехард – Надым в 80-ых. «Когда наши войска-победители пошли из Европы домой, у немцев они же все вывезли: лошадей, мотоциклы, машины, трактора, рельсы, технику. И все везли сюда», - такова его личная догадка о столетней находке.
Геннадий Сысолятин ответ о столетнем американце искал и во всемирной сети Интернет. Виртуальное расследование окончилось тем, что список раритетных рельс пополнился найденным на Ямале отрезком пути от колеи и занял почетное третье место. Лидируют немцы, их рельса существует с 1903 года. «Факт о чем говорит, что на территории ЯНАО находилась самая старая – одна из самых старых рельс, сделанная где-то», - говорит старожил Салехарда Геннадий Сысолятин.
Импортное оборудование и материалы для строительства железной дороги заинтересовали русских еще в 20-ых годах прошлого столетия. Историк, а по совместительству начальник вагона-музея Северной железной дороги Андрей Чесноков 9 лет занимается изучением прошлого жд магистрали. Самая старая рельса из передвижного фонда, датированная 1871 годом - родом из Австрии. Но, одно дело Европа, говорит он, и совсем другое – заокеанская Америка.
Установить жизненный путь столетней находки пока не представляется возможным. Кроме догадок и домыслов НИЧЕГО. «Мертвая дорога» до сих пор тщательно скрывает свои тайны и хранит секреты.
Говорят, что вокруг этого места живут его верные сторожилы – подлунные люди сихиртя. Посмотрите на небо, сегодня, как раз полная луна. Они умеют хранить и секреты и знания. Тайна поезда так и стоит на ржавой колее, хотя тронь, ведь покатится от перестука колёс до истории.