Печальный факт: ямальским оленям скоро будет нечего есть
Ямальским оленям скоро будет нечего есть. Печальный факт констатировали ученые еще в конце августа по следам вспышки сибирской язвы. Подробный анализ ситуации показал – пастбищ для самого большого в мире стада не хватает. Единственный выход – сокращение поголовья, и начать действовать необходимо уже в эту убойную кампанию, которая, кстати, уже началась.
Но сократить – не значит, просто взять и отобрать у кочевников оленей. Людям необходимо предложить условия, на которых расстаться с определенным числом тундровых кормильцев будет не жалко и даже выгодно. Но дело это не одного дня и даже не одного года.
Проблема перевыпаса пастбищ на Ямале требует продуманного решения, откладывать которое больше нельзя. В округе сегодня более 730 тысяч северных оленей и кормовые территории больше не обеспечивают полноценного выпаса растущего поголовья. Его необходимо планомерно сокращать. Сколько животных оставить оленеводам, будут решать сообща.
«Меры должны быть направлены, и я думаю, мы их выработаем совместно с оленеводами, с организациями общественными и правительством на то, чтобы оленевод сам пришел к тому, чтобы у него было определенное количество оленей, чтобы он достойно с достатком жил», - сообщил Сергей Ямкин, председатель Заксобрания ЯНАО.
Сокращение поголовья, увы, неизбежно. Вспышка сибирской язвы на Ямале еще раз это подтвердила. Окружные законодатели надеются, что кочевники отнесутся к проблеме спокойно и с пониманием.
«Это может привести в конечном итоге к еще более страшному явлению - мору, массовому падежу. Если сибирская язва – это наш открытый враг, его победить возможно, а если будет массовый падёж из-за голода животных, то здесь уже ничем не поможешь», - говорит Сергей Харючи, заместитель председателя Заксобрания ЯНАО.
Для того, чтобы этого не допустить, на Ямале разрабатывается комплекс целевых мероприятий. Среди них - строительство новых убойных комплексов и активный поиск рынков сбыта. Действующие комплексы в текущей компании уже готовы увеличить объемы переработки. При этом приемная стоимость оленины снижена не будет. Мясо первой категории, как и в прошлом году, примут по 180 рублей за килограмм, второй – по 120. Не должно быть проблем и с торговлей.
«У нас есть пункты реализации. У нас готовы иностранные наши партнеры покупать такие объемы. Они готовы в этом году закупить все это, если в прошлом году мы поставили более 300 тонн, то в этом году готовы 800 тонн взять», - подчеркнул Андрей Ревнивых, начальник отдела развития животноводства, растениеводства и племенной работы департамента агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия ЯНАО.
Еще одна проблема – как защитить потребителя от некачественной продукции. В убойных комплексах и сегодня проводится полный комплекс ветисследований – от визуального до лабораторного. Внимания требует уличная торговля. Запрет на реализацию оленины вне торговых точек без сертификата ветеринарного контроля начнет действовать уже с этого года. За его исполнением будут следить в ходе совместных рейдов ветеринарной службы, полиции и Роспотребнадзора. Тем не менее, бдительность на помешает и самим горожанам.
«Нередко это продукция непрошедшая санэкспертизу. Значит, безопасность вообще гарантировать никто не может и потребитель, который покупает продукцию на улице, он, наверное, очень смелый человек. Но насколько уместна эта смелость – сами понимаете», - заявил Андрей Листишенко, главный государственный ветеринарный инспектор ЯНАО.
Разработка сроков и методов сокращения поголовья - под самым пристальным контролем всех профильных ведомств. Решать проблему придется с предельной аккуратностью. Задача, стоящая перед властями, нелегка - необходимо восстановить баланс экосистемы и при этом сохранить традиционный образ жизни кочевников Ямала.