Павел Разуваев испытал в небе Ямала новый модернизированный самолёт L42М
Пять лет назад легкая и сверхлегкая авиация Ямала получила новый виток развития. Пилоты спасали леса от огня, доставляли всевозможные научные, экологические и этнографические экспедиции в самые дальние уголки округа. Свой первый юбилей «Крылья Арктики», - так называется региональная федерация легкой авиации, отметила расширением своих горизонтов.
Самолёты федерации лёгкой и сверхлёгкой авиации Ямала «Крылья Арктики» впервые обрели твёрдую почву под шасси. В Салехарде обустроили аэродромную площадку «Обдорск». И теперь универсальные самолёты могут летать в заполярном небе и зимой, и летом – круглосуточно.
«Универсальные самолёты нужны именно для того, чтобы иметь возможность выполнять полёты с любой поверхности», - пояснил Владимир Мицык, шеф пилот Федерации лёгкой и сверхлёгкой авиации ЯНАО «Крылья Арктики».
Теперь посадочная полоса длиной 830 и шириной 50 метров принимает воздушные суда взлётной массой до пяти тысяч семисот килограммов. Для взлёта с воды самолёты оснащают поплавками, при посадке на снег – лыжами. Причём, суровые северные морозы полётам - не помеха.
«У нас самолёты чехлятся, подогреваются. Это всё делается не сложно. Элементарно – простые женские фены вставляются в подкапотное пространство. Двадцать-тридцать минут – и воздушное судно подготовлено к запуску, к полёту», - рассказал Алексей Ситников, командир воздушного судна Федерации лёгкой и сверхлёгкой авиации ЯНАО «Крылья Арктики».
Ограничения по полётам здесь, можно сказать, минимальные: видимость должна быть не менее двух тысяч метров и нижний край облачности – сто-сто пятьдесят метров. Основа авиа-парка «Крыльев Арктики» - четыре двухдвигательных четырёхместных модернизированных самолёта L42М.
Крейсерская скорость этого самолёта – 180-230 километров в час. Сейчас он выполняет очень интересную миссию. Дело в том, что на Собском рыбоводном заводе вырастили новую партию деликатесной ямальской рыбы. Этих мальков нужно срочно доставить в озеро, где они и останутся зимовать.
Без этих небольших воздушных судов трудно представить себе на Ямале и экспедиции на острова в Карском море, и противопожарное патрулирование, и борьбу с браконьерством. Только с начала года пилоты лёгкой авиации налетали уже более тысячи часов. Самолёты строят и адаптируют к условиям Крайнего Севера на самарском предприятии, с которым федерация сотрудничает уже восемь лет.
«На сегодняшний день у нас строится большой самолёт – семиместная машина. Мы так думаем, что в мае месяце она будет готова уже. Эта семиместная машина будет называться – это наша разработка совместно с заводом – Л72-Ямал», - подчеркул Александр Кашин, учредитель Федерации лёгкой и сверхлёгкой авиации ЯНАО «Крылья Арктики».
Пилоты здесь – настоящие профи лётного дела. Петра Ерпалова, например, пригласили из Тюмени. Военным лётчиком он поднимал в небо Ил-76, Ан-12, Л310. И его опыт, конечно же, пригодится при обучении новичков.
В Федерации, естественно, думают об обучении новых пилотов. И вот эта вот машина как раз для этого и предназначена. Ну, а также мы здесь можем наблюдать ещё самые различные летательные аппараты. Например, мотодельтаплан – как раз та самая машина, на которой президент Владимир Путин сопровождал стерхов.
Для обучения пилотированию и учебный класс подготовлен, и специальный самолёт - «Аэропракт» - имеется.
- Я смотрю - здесь два места, два штурвала.
- Абсолютно одинаковое управление – дублированное. На нём можно обучать курсантов, летать. На этих самолётах люди получают путёвку в небо, - говорит Пётр Ерпалов, пилот Федерации лёгкой и сверхлёгкой авиации ЯНАО «Крылья Арктики».
Малая авиация – неотъемлемая часть истории освоения Крайнего Севера России. В прошлом веке гидросамолёты и кукурузники Ан-2 стабильно обеспечивали пассажирские перевозки между самыми отдалёнными посёлками. Не обойтись без всепогодных универсальных судов и сегодня. Ведь лишь им под силу пролететь тысячу восемьсот километров на одной заправке и приземлиться там, где никогда не рискнёт сесть ни один большой авиалайнер.